На сцене нью-йоркского Tеатра классического репертуара (Classic Stage Company) шли почти все пьесы Чехова. Были постановки очень удачные. Как правило, на главные роли приглашают звёзд американского театра, кино и телевидения. Билеты достать трудно.
В спектакле «Иванов» на главную роль помещика Николая Алексеевича Иванова приглашён популярный актёр театра и кино Итан Хоук (Ethan Hawke). Режиссёр спектакля Остин Пендлтон (Austin Pendleton) — известный американский актёр. Он же замечательно играет роль Лебедева. Его дочь Сашу, влюблённую в Иванова, очень хорошо играет Джулиет Риланс. Не все 11 актёров, занятых в спектакле, равнозначны. Но, пожалуй, больше претензий можно предъявить режиссёру.
О многом говорит, например, такой факт: роль лакея Лебедевых Гаврилы режиссёр отдал женщине, но сохранил имя. Ходит по сцене баба, которую кличут как мужика: «Гаврила!» Американскому режиссёру, видать, невдомёк, что Гаврила — имя мужское.
Рецензенты отмечают неровность постановки: одни сцены затянуты, и не понятно, зачем они, в других есть страсть и есть юмор. Режиссёр попытался показать чисто чеховское единство элементов комедии и трагедии, иронии и пафоса.
Американскому зрителю представляют Иванова как чеховского антигероя, «лишнего человека», «русского Гамлета». Сам Чехов противился подобной трактовке. Герой пьесы разлюбил свою жену Анну Петровну, урождённую Сару Абрамсон, которая ради него отказалась от своей еврейской семьи, приняла христианство и теперь умирает от чахотки.
Иванов интересен тем, что он не просто в депрессии, а злится на себя самого за то, что он в депрессии. Это состояние актёру удалось передать. Он не может понять себя. Он ищет и не может найти ответ на вопрос, почему ему всё надоело, почему он никого не любит, почему ему не интересно стало жить?
Это ранняя пьеса Чехова. Возможно, поэтому она привлекает американцев, которые влюблены в чеховскую драматургию едва ли не больше, чем в драматургию Шекспира. Видимо, американцы понимают Чехова по-своему, иначе, чем русские. Например, доктор Львов, который режет Иванову правду в глаза, сыгран без всякой иронии. Он этакий плоский правдолюбец. Ни актёрски, ни режиссёрски он не интересен, как обычно не интересен на сцене резонёр, хотя у Чехова, как мы знаем, доктор — очень важный персонаж почти во всех его пьесах.
Спектакль начинается с револьвера и револьвером заканчивается: Иванов стреляется. Он устал от жизни, устал от себя. Однако его смерть не потрясает. Иванова совсем не жаль. Его уход из жизни — не трагедия. Но и, конечно, не комедия. А так, концовка пьесы, концовка жизни, придуманная за неимением иного решения.
И всё же любителям театра можно посмотреть спектакль ради Итана Хоука и некоторых других актёрских удач.
Добавить комментарий