О фильме Ильи Авербаха «Объяснение в любви»
Какая реальность окружает человека в сегодняшней России?
В общем-то та же, что и во все прочие времена, ничего нового.
Во все времена «враги режима» преследовались всеми доступными средствами, а «слуги» всячески поощрялись, что создавало порой невыносимые моральные трудности для психики вполне обычного, но наделенного умом и совестью человека. Приходилось делать вид, что веришь тому:
- что непокорный олигарх Ходорковский сам у себя украл нефть, за что получил 14 лет заключения.
- что борец с государством-коррупционером Алексей Навальный совершал хищения в особо крупных размерах в Кировском лесу и на Вятском спиртзаводе и что разоблаченный Алексеем владелец чешской недвижимости – он же председатель СК Бастрыкин - человек честный и беспристрастный и не заинтересован в обвинениях против Навального.
- что девчонки-скоморохи, со своей антипутинской выходкой, имели одну цель - оскорбить чувства верующих.
- что гэбист по образованию и убеждениям Павел Астахов действительно защищает права российских сирот.
И Т. Д.
Живя в этой параллельной реальности, человеку легко свихнуться или погрузиться в черную меланхолию. Но, поскольку в России параллельная реальность возникает довольно часто, так как для ее торжества работают все государственные средства информации, - люди выработали против нее некое противоядие. Человек живет не только и не столько политическими новостями, сколько работой, семьей, детьми, искусством.
И когда мы сплошной черной краской рисуем себе, скажем, эпоху революции, сталинщины или войны, мы забываем, что люди и тогда влюблялись, безумствовали от любви, сходили с ума от счастья.
Вот нашла в мартовском ЗНАМЕНИ стихи Геннадия Русакова. Они об этом потрясающем ощущении жизни, о радости взахлеб, которое – случается - посещает человека в молодости:
Как мне жилось и плавалось на лодке,
как мне ходилось вдоль и поперёк,
в курсантской ослепительной пилотке
отрывисто бралось под козырёк;
как по трубе ложилось и вставалось,
ломилось в забугорные края,
любилось, обмиралось, ревновалось...
Всё это было, молодость моя?
А как неслось, как дыбилось и билось,
как рвали слух органные басы,
и женщина — негаданная милость —
вставала из восторженной росы;
как содрогалось горло от надсада
и для удачи не хватало рук...
И глыбы неба над проломом сада
летели книзу и теряли звук.
А еще в самом начале недели я посмотрела фильм Ильи Авербаха “Объяснение в любви».
Лента 1977-го года, уже мною забытая, – смотрелась как в первый раз.
И не пропадало ощущение, что вот оно спасение от многих бед и горестей,
от политических игр и фальшивок - такая любовь, как показана в фильме.
Филиппок – этим детским именем зовут взрослого героя – и Зиночка.
Константин Богатырев и Эва Шикульска.
Он любит, даже боготворит свою жену, и кажется, что даже смерть это понимает.
Три раза она проходит мимо героя на расстоянии шага. Когда в 1920-е его, несмышленыша-анархиста, забирают в ЧК, когда в качестве корреспондента он попадает с группой захвата в воровскую малину, когда их эмку в войну прицельно обстреливает бомбардировщик.
Нет, ужасы жизни Филиппку не так страшны – ведь у него есть Зиночка.
Все рушится тогда, когда Зиночка, уставшая «нянчиться» с мужем-дитятей, говорит: «Я ухожу, Филиппок». Вот тут свет меркнет для героя.
И какая же радость пронзает душу, когда вернувшийся с войны Филиппок, неожиданно находит в их полуразбомбленной квартире ее, свою Зиночку.
Зиночку играет польская актриса, та самая, что сыграла француженку Полину Гебль в фильме «Звезда пленительного счастья». Все же недаром «младых полячек» прославил ценитель женской красоты Пушкин. Эва Шикульска обаятельна так, что даже в первых сценах, где героиня живет в развалюхе и одета в тряпье, трудно оторваться от ее теплого лучистого взгляда.
Кроме великолепной актерской игры, даже в эпизодах – эпизод с деревенской «новобрачной» сыгран Светланой Крючковой фантастически! – поразили кинематографические находки.
Кадры, связанные с историей страны, - коллективизация, индустриализация, война – даются в сменяющихся фотографиях, на красном фоне, под неприятный зудящий звук –зззззз. Вот тогда и понимаешь нечеловеческий смысл этих явлений, их противостояние отдельной человеческой жизни...
И второе. Весь фильм сопровождают кадры, идущие под божественные звуки симфонии Малера: воспоминания Филиппка из «предвоенного» детства.
Перед Первой мировой войной Филиппок вместе с родителями спешно покидал французский Лазурный берег на борту парохода.
Там он увидел «мимолетное виденье» - девочку в белом платье, с русыми волосами.
В конце фильма выясняется, что Зиночка девочкой тоже убегала из враждебной Франции на этом пароходе.
Круг замкнулся – герой, еще мальчиком полюбивший свою Зиночку, в конце жизни признается ей в своей неиссякающей любви. Постаревшие герои – Бруно Фрейндлих и Ангелина Степанова.
Ей - богу, очищающее душу зрелище.
После него, правда, тяжеловато возвращаться в параллельную реальность.
Видишь, насколько она противоестественна человеческой природе – уму, красоте, добру.
Насколько кинематографическая реальность притягательнее.
Ужасно хочется поменять одну на другую.
Илья Авербах: "Объяснение в любви"
***
Свободу Михаилу Ходорковскому!