Эта неделя проходила под знаком «сталинской темы», приуроченной к 5 марта, годовщине смерти «палача» или «героя» – в зависимости от точки зрения.
На «Эхе Москвы» о неотмщенных жертвах сталинского режима говорила Евгения Альбац. Внучка репрессированного, редактор газеты «The new Times”, она призывала «верхи» поставить точки над i в этом вопросе. В противоположность ей Александр Рыклин (тоже не ЭХЕ) сегодня утверждал, что тему Сталина общественности «подбросили», дабы она отвлеклась от современных проблем. Вот его призыв: «Сталин умер, забыть, похоронить, идти дальше». http://echo.msk.ru/programs/personalno/1024424-echo/
Вопрос: получится ли идти дальше без сформированной позиции в отношении Сталина?
Ведь очень многое из того, что нам не нравится сегодня, берет начало в той эпохе, опирается на принципы и методы «вождя».
Вот например, прочитала, что министр культуры В. Мединский озабочен патриотическим воспитанием школьников средствами литературы.
Посему комиссия во главе с неким Павлом Пожигайло (говорящая фамилия!) включила в список потенциально опасных для школьников книг «Грозу» А.Н. Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Гражданскую лирику Некрасова, сказки Салтыкова-Щедрина и критику Виссариона Белинского.
Так... Приехали. Стало быть, даже времена царизма в сравнении с нашими отличались некоторой либеральностью. Все поименованные произведения, кроме разве «Письма к Гоголю» Белинского, были в России напечатаны до революции и признавались «классикой». Чем же эта классика, по мысли современных пастырей, не подходит для сегодняшних школьников?
По-видимому, своей демократической позицией. Пожигайло нужна литература «охранительная» в духе смаодержавия, православия и народности.
Все что говорит о «гражданственности», борьбе с патриархально-монархическими порядками, всевластьем чиновников, косностью духовенства – должно подвергнуться «контролю», то бишь идеологической цензуре, и обрести «правильный» комментарий. Правильный - это какой?
Что Катерина - совсем не "луч света", а падшая женщина? Что Базаров проигрывает в политическом споре «отцам»? Что Некрасов напрасно призывал современника «быть гражданином»?
Но ведь это тот самый «идеологический» подход к литературе и искусству, который практиковался при Сталине, когда партия давала указания творцам, что и как они должны сказать в своих произведениях. Отступники наказывались. Роман «Мастер и Маргарита» (Булгаков умер в 1940) при Сталине напечатан не был. Тогда публикации мешали сцены с Иисусом - Иешуа.
Но и сегодня многострадальному роману Булгакова «Мастер и Маргарита» грозит отлучение от школы, полагаю, что сегодня роман неугоден реакционному духовенству.
Кто всем этим занимается, как не «наследники Сталина»?
Чем дальше мы отдаляемся от эпохи сталинизма, тем меньше верится, что такое могло быть.
Убийство и лагеря для миллионов безвинных, просто так, по разнарядке, страх, доносы, следователи-садисты, тройки в качестве суда, политические процессы, гибель лучших и растление народа...
Все это уходит. Остается фигура Сталина как "вождя" нации, «победителя» в войне (чудо, что обезглавленная расстрелами военачальников Красная армия сумела выстоять!), предводителя соцлагеря.
Защитники Сталина видят в нем эдакого Петра Первого, тоже положившего кучу народа, но сумевшего сделать из России европейскую державу.
Нет, Сталин не Петр. Не Петр уже потому, что любил власть больше всего прочего. Ради нее он расправлялся не только со своими врагами, но и с друзьями.
Петр жил в достаточно варварскую эпоху, когда еще существовали такие казни, как колесование и закапывание неверной жены в землю. ХХ век привел человечество к осознанию таких понятий, как геноцид, права человека и права народа.
Гитлер и его приспешники были осуждены в Нюрнберге как военные преступники, преступники против человечества.
Сталин и его подручные совершили то же, но в отношении своего народа.
Свершится ли когда-нибудь суд над ними?
Боюсь, что, если дело затянется или вообще не осуществится, к власти придут прямые «наследники Сталина». Уже сегодня легко обнаружить их присутствие во всех сферах жизни страны.
Иван Толстой о Петре Первом и Сталине
***
Свободу Михаилу Ходорковскому