Облако Атлас

Опубликовано: 16 января 2013 г.
Рубрики:

CA-TW-ш.jpg

Том Хэнкс в роли Закри и Халле Берри в роли Мероним в эпической драме «Облако Атлас»
Том Хэнкс в роли Закри и Халле Берри в роли Мероним в эпической драме «Облако Атлас». Photo by Jay Maidment © 2012 Warner Bros. Pictures
Том Хэнкс в роли Закри и Халле Берри в роли Мероним в эпической драме «Облако Атлас». Photo by Jay Maidment © 2012 Warner Bros. Pictures
Облако Атлас

Cloud Atlas

Режиссеры Лана и Энди Вашовски, Том Тиквер

В 2004 году вышел роман англичанина Дэвида Митчелла «Облако Атлас». Многие критики встретили его восторженно, некоторые весьма сдержанно.

В последние годы очень заметно определенное направление в англо-американской беллетристике. Упор делается прежде всего на структуру, композицию. На способ изложения. То, о чем рассказывается, сводится — судя по тому, что мне пришлось прочесть в последние два года — к довольно банальным и поверхностным историям. Но они дробятся на части, которые обрываются в определенный момент. Подразумевается, что читателю будет интересно — а что же дальше? — и он втянется в чтение. Конечно, в самом по себе этом старом, как мир, заслуженном приеме рассказа нет ничего дурного. Его используют в детективах, Достоевский применил его в «Братьях Карамазовых». Но когда к нему, по сути, все и сводится, когда в книге нет ни интересных мыслей, ни живых характеров, это становится скучно.

Мне кажется, что роман Митчелла — один из самых наглядных примеров такой литературы. Не стыжусь признаться, что не нашла сил дочитать его до конца, хотя автор изо всех сил старался напридумывать всякой занимательности. Невозможно было заинтересоваться судьбами картонных, безжизненных персонажей.

Роман состоит из шести историй.

Первая происходит в 1850 году, ее герой — молодой американский нотариус Юинг, который плывет на корабле по Тихому океану. Его попутчик, доктор Гус, находит у него болезнь и начинает его лечить. На острове, где корабль делает остановку, Юинг видит, как избивают бичом раба. Этот раб по имени Аутуа тайком пробирается на корабль, и Юинг, заступившись за него, помогает, чтобы его взяли в матросы. Тут рассказ прерывается.

Новелла вторая — Бельгия 1931 года. Молодой бисексуальный композитор, англичанин Фробишер, описывает в письме своему любовнику Сиксмиту, как он поступил секретарем к знаменитому композитору Эйрсу. У него начинается роман с женой Эйрса. Фробишер почему-то читает дневник Юинга. Обрыв.

Третья новелла — в Америке 1975 года журналистка Луиза расследует дело о нарушении безопасности на атомной электростанции. Материал ей тайком дал постаревший Сиксмит, работающий на этой станции. За это Сиксмита убивают наемники корпорации. Луиза находит у него старые письма Фробишера, читает их и узнает, что Фробишер написал замечательную музыку — «Секстет Облако Атлас». Тут ее машину сталкивают с моста, и действие прерывается.

Новелла номер четыре — комическая. В современной Англии брат пожилого издателя Кавендиша обманом помещает его в закрытый дом для престарелых, откуда невозможно выйти на волю. Кавендиш почему-то читает рукопись про Луизу.

Пятая новелла происходит в 2144 году, в Корее, где царит тоталитарный режим. Героиня по имени Сонми — клонированная девушка. Этих одинаковых рабынь изготовляют для работы в ресторанах, а потом убивают и перерабатывают на сырье. Сонми спасают бунтари из подполья. Она смотрит фильм про Кавендиша. Обрыв.

Новелла шестая рассказана целиком. Происходит она в еще более далеком будущем. Это воспоминания старика Закри, члена первобытного племени на Гавайях, которое выжило после всемирной катастрофы. Они поклоняются богине Сонми и отбиваются от нападений другого, агрессивного племени «кона». На их остров приплывает ученая женщина Мероним из внешнего мира (от которого, видимо, что-то осталось). Закри по ее просьбе ведет ее на вершину вулкана, где находятся таинственный руины. Оказывается, это обсерватория. Мероним рассказывает Закри, кто была Сонми, и даже показывает ее электронное изображение. Спасаясь от «кона», Мероним увозит Закри на другой остров.

Дальше следует конец пятой новеллы. Сонми арестована, на допросе рассказывает свою историю, и ее казнят

Конец четвертой новеллы. Кавендиш и его друзья-старики совершают побег из богадельни.

Конец третьей новеллы. Луиза остается в живых и разоблачает происки корпорации.

Конец второй новеллы. Композитор Эйрс крадет музыку Фробишера, и Фробишер стреляется.

Конец первой новеллы. Юинг узнает, что доктор Гус не лечит его, а травит, чтобы завладеть его состоянием. Но Юинг спасен бывшим рабом Аутуа, и решает посвятить себя аболиционизму.

По мнению автора романа, все герои, за исключением одного (вероятно, коварного доктора?), являются воплощениями одной и той же души в разных телах. Название фильма Митчелл взял у японского композитора Ичиянаги, первого мужа Иоко Оно (супруги битла Джона Леннона). Так названо одно из произведений Ичиянаги. «Облако, — объясняет Митчелл, — это вечно меняющиеся проявления Атласа — неизменной человеческой натуры».

В романе аккуратно соблюдены правила политкорректности — корпорации изображены как аморальная, злая сила, раб — как страдающий и добродетельный персонаж, два симпатичных героя — геи. Перенести это на экран взялись режиссеры Вашовски («Матрица») и немецкий режиссер Тиквер, постановщик замечательного фильма «Беги, Лола, беги», после которого он, к сожалению, ничем больше себя не прославил. «Лола» тоже была построена как сложное переплетение разных сюжетных линий, но там было человеческое содержание. Рекламная аннотация «Облака Атлас» гласит: « Фильм о том, как действия разных людей влияют друг на друга в настоящем, прошлом и будущем, как одна и та же душа преображается из убийцы в героя, и как доброе дело отдается в веках, вдохновляя революцию».

За этими пустыми словами ничего не стоит. С таким мнением согласны и довольно многие критики — на сайте «Гнилые помидоры» фильм одобрили только 63 процента из них (и 75 процентов зрителей). Но ногами зрители голосовали гораздо суровее. Не слишком много народу захотело высиживать 2 часа 40 минут на этой претенциозной ерунде. Картина провалилась в прокате. Стоила она 102 миллиона, а в первые два месяца собрала всего 26 миллионов и потихоньку сползла с экранов.

Не спасло «Облако» даже участие звезд, которые к тому же играют по нескольку ролей. Пять ролей у Тома Хэнкса — коварный доктор Гус, туземец Закри с Гавайев, гангстер, сотрудник атомной станции, менеджер гостиницы. Хэлли Берри изображает жену композитора, журналистку Луизу, ученую Мероним, еще двух персонажей. Актерам, наверно, доставляло удовольствие играть в разных гримах и костюмах. Зрителей это оставило равнодушными.

***

 


***** — замечательный фильм

**** — хороший фильм

*** — так себе

** — плохой фильм

*— кошмарный

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки