Дела королевства
A Royal Affair
Режиссер Николай Арсель
Этот исторический датский фильм был выдвинут на «Оскара». Его режиссер стал известен несколько лет назад, когда он написал сценарий по роману Ларсена «Девушка с татуировкой дракона».
Действие происходит в конце восемнадцатого века, и нам показывают, что, как отмечал шекспировский Марцелл, «неладно что-то в датском королевстве» — или, в варианте Пастернака, «какая-то в державе датской гниль».
Молодой король Христиан Седьмой не только распутен, но и слабоумен. (Его хорошо играет дебютант, студент Фельсгард, который был награжден на Берлинском фестивале премией «Серебряный Медведь»). Страной правит клика жестоких и корыстных аристократов.
В 1766 году Христиана женят на его кузине и сестре короля Британии Георга Третьего, 15-летней англичанке Каролине. Она производит на свет наследника престола, что очень не устраивает мачеху Христиана — она желает посадить на трон собственного сына.
В результате интриг аристократов, которые попали у Христиана в немилость и хотят завоевать свои прежние привилегии, при дворе в 1768 году появился их ставленник — тридцатилетний немецкий врач Иоганн Фридрих Штруэнзее. Он даже не говорил по-датски (хотя в фильме, в исполнении кинозвезды Мадса Миккельсена, объясняется только на этом языке), но ему быстро удалось завоевать расположение короля — видимо, потому, что он ему во всем потакал. Снискал он и привязанность королевы, которая очутилась с ним в постели и родила от него дочь.
Штруэнзее показан как человек передовых идей, поклонник Руссо и других французских просветителей. Уже через два года ему удалось добиться того, что Христиан выгнал своего канцлера, и Штруэнзее назначил себя тайным советником. Так начались 16 месяцев его правления. Врач распустил государственный совет, разогнал министров и стал самым приближенным к королю лицом. Христиан, слабоумие которого усилилось, подписывал все, что было нужно Штруэнзее. 13 месяцев власть врача была абсолютна. Он издал 1069 указов — по три указа в день. Отменил цензуру, пытки, дворянские привилегии, придворный этикет, ввел налог на азартные игры (деньги пошли на приюты для подкидышей), запретил работорговлю в датских колониях, усилил наказания за взятки, ввел государственное регулирование цен на зерно, сократил размер армии, облегчил крестьянам аренду земли, отменил смертную казнь за воровство и приказал делать прививки от оспы. Все эти меры в духе Просвещения вызвали одобрение Вольтера, приславшего Христиану хвалебное письмо, большое недовольство датских верхов и волнения в народе. Роман Штруэнзее с королевой тоже, мягко говоря, не прибавил ему популярности. В результате врач был арестован, обвинен в узурпации власти и приговорен судом — хотя он искусно защищался — к отсечению правой руки и головы. Что и было исполнено в 1772 году. Королеву отправили в ссылку.
В фильме никакого суда нет, показано лишь, как жестоко избивают, а потом казнят арестованного.
Сам этот случай, конечно, очень любопытен и практически не известен за пределами Дании (где о нем знают все жители). По незнанию датской истории я не могла судить, что в картине соответствует истине, а что — не очень. Был ли Штруэнзее дорвавшимся до власти и до ласк королевы авантюристом или благодетелем страны?
У режиссера Арселя на этот счет есть совершенно определенное мнение. Благодетелем. В этом духе он и написал со своим соавтором сценарий, который тоже получил в Берлине «Серебряного Медведя». Арселя привлек к фильму его «политический аспект». «Фильм описывает, — сказал режиссер, — как эпоха Просвещения приходит в Европу, где есть консерваторы и либералы, спор науки с религией и давние противоречия между бедными и богатыми. Сейчас в Европе и Америке происходит то же самое. Давайте скажем честно: нам до сих пор немного нехватает эпохи Просвещения».
К своим героям режиссер испытывает большую симпатию. Арсель считает немецкого врача реформатором-идеалистом, готовым отдать жизнь за то, чтобы изменить окружающий мир. (Ох уж эти идеалисты, меняющие мир согласно передовым теориям!) А королева, по словам режиссера, вовсе не была просто юной, наивной и влюбленной. Она якобы была женщиной большого интеллекта и передовых воззрений. К сожалению, играющая ее шведская актриса, на мой взгляд, не обладает интересной индивидуальностью.
На сайте «Гнилые помидоры» 89 процентам критиков и 84 процентам зрителей фильм понравился. Я не в восторге, потому что мне мешала при просмотре настойчивая прогрессивность, которой перегружена картина. Но сделана она весьма профессионально, снята (в Чехословакии) хорошо и вполне смотрится.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий