В конце марта, в лос-анджелесском оплоте японского сообщества — Little Tokyo, прошел первый в истории США саммит «по американо-азиатским стандартам», на котором собралось несколько сотен человек.
Организаторы пригласили на саммит самых выдающихся своих представителей — блоггеров, деятелей искусства, активистов, ученых и просто вполне успешных предпринимателей, отвоевавших себе прочное место под американским солнцем, — чтобы они, с позиций личного опыта, могли дать советы своим соотечественникам. Выступавшие говорили о «цифровой революции», в которой не понаслышке знают толк, и о том, что на ее фоне должны быть услышаны голоса отдельных личностей, а не толпы. Личностей творческих, готовых внести свой вклад в американскую науку, культуру, технику, бизнес и т.д.
Тональность выступлений была примерно такая: «Вы не должны просто стучаться в двери Голливуда, вы должны предлагать им делать то, что хотите лично вы». Ораторы пытались донести до сознания собравшихся, что в их сообществе происходят серьезные перемены, которыми необходимо воспользоваться. Задачей и целью саммита было обсудить, как бороться со все еще сохраняющимися негативными представлениями об азиатах Америки. «Мы решаем здесь, как нам строить свою жизнь и как реагировать на окружающую нас среду. Потому что мы сами способны обратить эту среду в золото.»
Всплеск самоосознания, самоуважения в среде азиатов Америки, нашедший отражение в Лос-анджелесском саммите, в какой-то степени явился, как представляется, реакцией азиатских сообществ на не так давно опубликованные результаты исследования Пью-центра (Pew Research Center), поднявшие их на этакий почетный пьедестал.
Согласно данным Pew, азиаты, уходящие корнями в десятки стран Дальнего Востока, Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии, имеют самый высокий уровень образования среди иммигрантов Америки. Впереди всех — по доходам и уровню образованности — выходцы из Индии: на десять взрослых приходится семеро с высшим образованием. У остальных же примерно 50 на 50, а самый низкий уровень (одна четверть) у вьетнамцев.
Kaртик Рамакришна, профессор политических наук университета Риверсайда, назвал последнюю волну азиатских иммигрантов ни больше, ни меньше — элитой Америки. Как минимум две трети из них, говорит он, либо студенты, либо выпускники ВУЗов. «Это отборная группа, даже для их собственных стран». Ну как тут ни зазнаться, ни потерять голову. Из изгоев да в элиту.
Правда, такого рода обобщения вызывают некоторое недоверие. Далеко не все Asian Americans такие белые и пушистые, так умны и удачливы. Из личного опыта могу сказать, что, заходя в какой-нибудь корейский, китайский, тайский магазинчик, я всегда удивлялась, что его продавец или продавщица не может сказать двух слов по-английски, не может вступить в контакт с покупателем даже на самом примитивном, необходимом для успешной торговли, уровне. В «Чайна таунах», «Литтл Токио», «Тай таунах» и т.д. и вовсе царит нищета и нещадная эксплуатация своими же собратьями необразованной и неквалифицированной части иммигрантов. Они живут в ужасных условиях, работают как каторжные... Но у азиатской молодежи стремление учиться прямо-таки фанатическое.
История иммиграции азиатов в Америке
Процесс интеграции азиатов в Америке был усыпан не розами, а терниями. Впервые они появились на Западном побережье США где-то полтора века назад. Это были в массе своей малоквалифицированные, низкооплачиваемые «перекати поле», находившие себе применение на полях и в строительстве железных дорог страны.
Отношение к ним американского правительства было откровенно предвзятым, расистским и дискриминирующим. Свидетельства тому — положения, запрещавшие иммиграцию азиатским женщинам; Chinese Exclusion Act 1882 года (закон о высылке из США и запрете на въезд китайцам), остановивший иммиграцию из Китая; Иммиграционный акт 1917 года и Закон о национальной принадлежности 1924 года, повлекшие за собой иммиграционные запреты, распространившиеся практически на всю Азию; а также — интернирование около 120 тысяч американцев японского происхождения и насильственное удерживание их в концлагерях после нападения Японии на Перл-Харбор в 1941 году. Иммиграция китайцев оставалась под запретом с 1885 по 1943 годы. Несмотря на отмену запрета в 1943-м, ограничения сохранялись вплоть до 1965-го.
Столь негостеприимное отношение, разумеется, не способствовало стремлению представителей азиатских стран направлять свои стопы в Америку на протяжении долгого периода — до тех пор, пока правительство США не изменило свою позицию, пока не были приняты послабляющий Закон об иммиграции и гражданстве 1965 года и ряд законодательных актов последующих лет, открывшие, наконец, азиатам доступ к американскому пирогу.
Началась массированная волна мощнейшей иммиграции из стран Азии, продолжающаяся по сей день. Волна, которая несет в себе не полунищих бедолаг, подобных латиноамериканцам, согласных на любую работу, а образованное, высококвалифицированное пополнение — свежую кровь и мозги. Как сказал Билл Клинтон в 1998-м, будучи президентом страны, «Америка постоянно набирает силу и дух от идущих волна за волной иммигрантов». Обладая знаниями, опытом и навыками, свидетельствуют исследователи из Пью-центра, новое пополнение занимает престижные, высокооплачиваемые рабочие места в таких областях деятельности, как наука, техника, медицина, финансы, способствуя их процветанию и развитию. Только за период с 2000 по 2010 год в США прибыло на постоянное местожительство около 14 миллионов переселенцев, из них порядка 80 процентов — азиаты.
Адаптация азиатоамериканцев
Кто же входит в собирательно-обобщенное понятие Asian Americans? Хотя вроде бы само собой разумеется, что азиаты это те, кто живут или жили в Азии, американцы подразумевают под ними, в основном, выходцев из немусульманских ее стран, таких как Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Индия, Филиппины. По численности иммигрантов, перебравшихся в США, на первом месте, конечно же, китайцы (более 4 миллионов), на втором — филиппинцы, затем — индусы, вьетнамцы, корейцы и японцы.
Более взрослое поколение, особенно рожденные за пределами страны, в американскую жизнь вписывается со скрипом. Мешает, как всем прочим, языковой барьер, незнание здешних законов и правил, наконец, совершенно иная ментальность, резко отличающаяся от их собственной. Все это заставляет их держаться друг за друга, обосновываясь в «желтые районы» со своими магазинами, салонами, медицинскими офисами и т.д., создающими привычную для них среду, в которой даже нет места английскому.
Практически для всех азиатских народов, где бы они ни осели, главенствующее место занимает семья. Азиатоамериканцы не составляют исключения. Достаточно сказать, что среди их женщин только 16 процентов матерей-одиночек — по сравнению с 41 процентом у американцев. Дать достойное образование своим детям для азиата вопрос долга и чести. Поэтому на подходе набирающее силу второе поколение — их дети, рожденные в Америке и получающие американское образование, которые, по всем прогнозам, должны превзойти своих родителей в социально-экономическом статусе и в способности к ассимиляции.
Молодое поколение стремится как можно скорее покинуть свое «расовое гнездо», получить высшее образование и интегрироваться в американскую жизнь. Они берут не столько талантами, сколько невероятной усидчивостью, трудолюбием, целеустремленностью — упертостью, одним словом. И за счет именно этих качеств добиваются того, чего хотят, обходя конкурентов задолго до финишной прямой — шаг за шагом, день за днем, по принципу вода камень точит. Некоторые университеты Америки даже вынуждены были ввести ограничения на прием студентов желтой расы, дабы те своими достижениями не задвинули в угол белых американцев, не говоря уже о черных и бронзовых.
Межрасовые отношения
Студенты американских университетов на форумах в интернете рассказывают, с какой ревнивой неприязнью относятся к ним сокурсники-азиаты, как раздражает их, что белым науки даются легче, чем им, без напряга и титанических усилий. А там, где намечается численный перевес азиатов, начинается неявное, но целенаправленное вытеснение представителей других рас.
Аналогичная тенденция якобы прослеживается и в учреждениях, среди специалистов. Тактика везде одна: игнорируй всех, кто не свой, и гни свою линию — незаметно, с каменным непроницаемым лицом, пока все, кто не свои, не выдержав, не ретируются. За объективность подобных сведений ручаться естественно не могу. Клановость и стремление окружить себя своими присущи, в принципе, любой этнической среде, поскольку она создает иллюзию защищенности.
Но если представителям других рас удается ладить друг с другом, органично сплетаясь в коллективы, то с азиатами дело обстоит несколько иначе. Народы желтой расы сильно отличаются своей культурой, мировосприятием, традициями, ментальностью от всех прочих. Их трудно понять, с ними трудно контактировать. Они — как бы вещь в себе. Во многом это связано с воспитанием, не рекомендующим показывать свое настроение, переживания... одним словом, эмоции. Отсюда — их внешняя бесстрастность и отстраненность, нервирующая и напрягающая более раскованных представителей других рас.
Возможно, именно эти различия побуждают их не смешиваться, вступать в брак с себе подобными, даже в иммиграции. А мужчины, привыкшие в своей стране быть культом для женщины, наверное и не смогли бы ужиться с эмансипированной представительницей другой культуры. Зато мужская часть «другой культуры» с удовольствием берет в жены азиаток, и семьи у них получаются дружные и крепкие.
Пример тому — звезда Голливуда, Николас Кейдж. Дважды он был женат, и в обоих случаях сумел выдержать лишь несколько месяцев. (Его второй женой, как известно, была дочь Элвиса Пресли.) Третий брак стал прочным и продолжительным, когда он женился на простой девушке-кореянке Эллис Ким из суши-бара, где они познакомились и где она работала официанткой.
Из личного опыта общения с американскими азиатами могу вспомнить период своей работы в университете UCLA, где узкоглазые бледнокожие лица студентов мелькали повсюду в кампусе. Наша компьютерная лаборатория находилась в ведении Института биологических имиджей, директором которого был молодой, умный и волевой индус. В составе 8 сотрудников лаборатории — два китайца, один филиппинец и одна индуска, родственница директора.
Филиппинец был чудесный парень. Общительный, доброжелательный, знающий специалист. Благодаря его помощи мне удалось освоить премудрости сложных компьютерных программ. Индуска держалась особняком, но с претензией на лидерство, как родственница шефа. Китайцы ни с кем не общались, в несвязанных с их прямой работой мероприятиях не участвовали. Мы видели в основном только их затылки перед компьютерами. Руководитель лаборатории по происхождению датчанин, но жену свою — японку, привез из Токио. У них подрастало трое сыновей, и жили они в подаренном отцом-режиссером большом доме в Беверли-Хиллз. На «корпоративных сходках» она вела себя раскованно и дружелюбно, практически ничем не отличаясь от остальных, и не прочь была хорошо выпить.
Пару раз директор института — тот, что индус, приглашал к себе «на парти» весь коллектив, так что у меня была возможность познакомиться с его бытом: трехэтажный особняк с садом и двумя бассейнами на разных уровнях в Бел-Эир, горничная, гувернантка у ребенка, просторные комнаты, фитнес и домашний кинозал на нижнем этаже. Хозяин вел себя, как маленький царек, всем своим видом демонстрируя, что оказывает нам честь, принимая у себя.
Если у кого-то возникнет вдруг желание понаблюдать за азиатами Америки в больших количествах, советую заглянуть в казино. В Калифорнии, например, ими забиты все многочисленные игорные заведения в индейских резервациях. Их привозят специальными автобусами огромными партиями (это не считая тех, кто прибывает своим ходом). Те, что с автобуса, как правило, пенсионеры, не садящиеся за руль. Они обычно играют на чем попало, лишь бы играть. Но есть категория, которая выбирает дорогие автоматы или столы с высокими ставками (high limit). Эти с каменно-бесстрастными лицами просаживает сотню за сотней, как долларовые бумажки.
В угоду азиатскому наплыву добрая треть выпускаемых последние годы игральных автоматов имеет китайскую или японскую тематику, с соответствующей музыкой и персонажами. А в азиатские праздники залы казино украшаются китайско-японской символикой — драконы, фонарики, ленты и прочее...
Недавно были опубликованы данные о супервысокой покупательной способности американских азиатов, названные ошеломляющими. Способность эта в разы превысила среднестатистические показатели и достигла в прошлом году 718,4 миллиардов долларов. Столько потратили азиатоамериканцы в магазинах Америки. А это, кроме всего прочего, означает, что азиаты будут оказывать влияние на ассортимент выпускаемой продукции, поскольку маркетинг не может не принимать во внимание такой мощный покупательский спрос.
Высокий уровень потребления и покупательной способности указывает на соответствующий уровень благосостояния. Количество предпринимателей, владеющих крупными и средними фирмами, в азиатском сообществе перевалило за 40 процентов (сравните с 18 процнетами у американцев).
Азиатская демографическая экспансия
Среди иммигрантов в первом поколении, Asian Americans в настоящее время — самая быстрорастущая расовая или этническая группа в США, по численности обогнавшая уже латиноамериканцев за счет наращивающей темпы иммиграции. (Скорость же притока латинос, особенно из Мексики, напротив, резко замедлилась — из-за спада в американской экономике и ужесточения контроля на южной границе.)
Иные аналитики склонны характеризовать данное явление, как самую быструю мультикультурную демографическую экспансию из всех, когда-либо имевших место в истории США. В десятках штатов, особенно в таких, как Техас, Миннесота, Калифорния и Невада, темпы роста численности азиатоамериканцев превысили 200 процентов.
Последняя перепись населения показала, что на долю азиатов приходится сейчас около 6 процентов населения США, или 18,2 миллиона человек. Три четверти из них родились за пределами страны. Порядка 8 миллионов приехали за последние 30 лет. И хотя между ними, как представителями разных культур и национальностей, существуют значительные различия, большинство из них добивается настолько выдающихся успехов на американской земле, что речь уже идет об их лидерстве в экономике, политике, бизнесе в целом, о том, что на шаткой и трудной лестнице наверх они начинают опережать самих американцев.
Добрая половина всех азиатов проживает в западных штатах. Калифорния, как традиционные ворота для выходцев из Азии, имеет на данный момент наибольшее их количество — почти 6 миллионов. В основном же все они отдают предпочтение трем городам — Лос-Анджелесу, Сан-Франциско и Нью-Йорку.
China Town («Китай-город»), расположившийся в самом центре Сан-Франциско, является старейшим и крупнейшим средоточием китайцев во всей Северной Америке — этакий город в городе с населением около 100 тысяч человек. Многие из них живут и в других районах, в общей сложности на них приходится примерно пятая часть населения Сан-Франциско. Кстати, с конца XIX века здесь, в Чайна-тауне, находится ставка международной китайской организованной преступности, известной, как Триады. В целом же азиаты в Сан-Франциско уже составляют 33 процента, а молодежь до 18 лет — 40 процентов, и они теперь, как пишет американская пресса, называющая Сан-Франциско «Азиатским городом у Залива», уже не считают себя меньшинствами, что отражается на их ощутимо меняющемся поведении.
От этнического соотношения населения напрямую зависит и соотношение голосов избирателей. Так например, впервые в истории Сан-Франциско в 2011 году мэром города (а по традиции и всего округа) был избран китаец — Эдвин М. Ли. В Лос-Анджелесе, например, азиатов пока только чуть больше 10 процентов, зато латинос уже все 50. И, как результат, последние 8 лет Городом Ангелов правил мексиканец Антонио Вилларайгоса.
В многоликом и многонациональном Нью-Йорке азиатов тоже порядка 10 процентов, что не помешало в этом году китайцу Джону Лю, городскому ревизору и одновременно представителю коммунистической организации Китая «Объединённый фронт», выставить свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка.
Волна иммигрантов из Азии продолжает расти, несмотря на то, что во многих ее странах уровень жизни заметно повысился, и экономика на подъеме, тогда как в США она все еще на спаде. Аналитики считают, что все дело в благоприятных переменах в системе иммиграционного законодательства Соединенных Штатов, остро нуждающихся в притоке свежих умов и капиталов. Но есть тут, вне сомнения, и подводные камни... Во что превратятся Соединенные Штаты, если большинство их населения составят латинос и азиаты — китайцы в первую и основную очередь?
Добавить комментарий