Отец Павел Адельгейм: призыв к милосердию
На этой неделе мученической смертью погиб псковский священник Павел Адельгейм.
Многие сравнивают его - по масштабу личности, мудрости, авторитету среди паствы - с Александром Менем. Оба и погибли похоже: были убиты – отец Александр топором, отец Павел – кухонным ножом.
Если в первом случае убийца до сих пор не найден и не назван, то в случае с батюшкой из храма Святых жен Мироносиц – это психически больной человек, ставший орудием Сатаны.
Удивительно, как этот жизненный сюжет совпал с фабулой фильма Михаила Калатозишвили «Дикое поле» (2008), где врача-подвижника убивает некто спустившийся с гор, убивает после того, как молодой хирург оказывает ему медицинскую помощь. Но ведь это и сюжет всех Евангелий.
Отец Павел завещал нам быть милосердными. Видела его на кинопленке, разве скажешь, что у этого человека дед и отец были расстреляны (как «враги народа»), мать прошла через лагерь и ссылку и сам он, в детстве узнавший и детский дом и жизнь в ссылке, в 31 год снова попал в лагерь за «клевету на советский строй»?
Посмотрите – какое хорошее, какое доброе у него лицо, какая светлая улыбка. И говорит просто, без пафоса, о чем говорит? Да о милосердии. Зачем арестовывать девчонок, давать им срок, если можно просто поговорить с ними по-человечески? (речь идет о «кощунницах» Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой).
В Италии я знала католического священника, Дона Паоло, тезку отца Павла. Он согласился поселить нашу семью у себя, ничего о нас не зная, кроме того, что мы из России. Рисковал? Конечно.
Как рисковал отец Павел, давая приют незнакомому человеку с неустойчивой психикой. Настоящий священник подходит к любому человеку с положительной оценкой, хотя знает, что среди людей есть всякие - и злодеи, и предатели, и убийцы...
Отец Павел и Дон Паоло, бывший большим нашим другом, оставшийся с нами и после смерти, – для меня светлые примеры человечности и милосердия, к сожалению, очень редкие в современной жизни.
***
Фекла Толстая: проводница в тайны рода. Часть 2
А между тем, Фекла Толстая продолжила на этой неделе свое историко-географическое путешествие по следам предков. Мы увидели еще четыре фильма:
Софья Андреевна –младшая. В нем рассказывается о внучке Льва Николаевича Толстого, ненадолго ставшей женой Сергея Есенина. Эти полгода, проведенные с поэтом на самом излете его короткой жизни, были для нее временем любви, горького, даже трагического счастья.
Александра Львовна Толстая. Младшая и любимая дочь Толстого, именно она закрыла глаза отцу в час его кончины на станции Астапово.
Эмигрировав из России и оказавшись в США, Александра Львовна откроет здесь Толстовский Фонд, на деньги Фонда в послевоенное время она спасет десятки тысяч русских людей от насильственной депортации в Советскую Россию.
Алексей Николаевич Толстой. Этого писателя, автора «Хождения по мукам, и «Петра Первого», «Аэлиты» и «Золотого ключика, или приключений Буратино», знают, пожалуй, все.
Не все одинаково хорошо относятся к личности этого «Красного графа». При неоспоримом таланте служба сталинскому режиму, оправдание злодейств... В общем фигура неоднозначная даже для родственников, например, для Ивана Толстого.
Толстые. Большая династия. Эта серия посвящена сегодняшним поколениям рода, разбросанным по многим странам, городам и весям. А подлинным героем серии стал Владимир Толстой, возродивший толстовскую усадьбу в Ясной Поляне, начавший здесь собирать раз в два года всю «толстовскую династию».
Опять было очень интересно.
Стоит отметить динамичные тридцатиминутные сценарии, вмещающие всевозможные перемещения нашей путеводительницы Феклы Толстой - тут и Москва, и Ясная Поляна, и Париж, и Берлин, и Америка, а в Америке и Ферма, где располагался Толстовский Фонд (штат Нью-Йорк), приобретенная Александрой Львовной за символический один доллар, и Коннектикут, где похоронен Илья Львович Толстой, прадед Феклы, и где была им основана «русская деревня» Чураевка с сохранившимся «прадедовским» домом...
Тут и беседы – с кузеном Владимиром Толстым, бывшим директором Яснополянского музея, с американской тетушкой Татьяной Толстой-Пенкрат, хорошо знавшей Александру Львовну, с многочисленными родственниками из Италии, Швеции, Бразилии и других стран.
А еще свое авторитетное мнение в фильме высказывает автор «Исторических путешествий» Иван Толстой, а еще в фильме присутствуют кадры хроники и архивные фотографии.
Отмечу и работу двух артистов, читающих дневники и письма. Оба – он и она, не просто читают документы, а ухитряются передавать эмоциональное состояние пишущих.
Что показалось особенно интересным.
В двух сериях о Софье Андреевне-младшей и Александре Львовне возникает тема «предательства».
В 1948 году Толстых, оставшихся в России, в частности Софью Андреевну, заставили подписаться под якобы написанным ими письмом в «Правду», клеймившим «шпионскую деятельность» Александры Львовны Толстой, основавшей Толстовский Фонд в Америке.
Александра Львовна была любимой теткой Сони, вырванная у Софьи Андреевны подпись стала для нее незаживающей раной. Еще более болезненно переживали появление этого письма в Америке. 40 лет «американские Толстые» не хотели знаться с «российскими».
Александра Львовна спасала после войны всех русских, независимо от того, на чьей стороне они сражались и каких взглядов придерживались.
В фильме о ней прозвучало до сих пор полузапретное имя генерала Власова. Солдат его армии она также переправляла в Америку, понимая, что в России их ждет лагерь или смерть.
Показался мне любопытным аргумент Ивана Толстого, приведенный в доказательство того, что Алексей Николаевич Толстой действительно принадлежал к роду Толстых. Поговаривали, что он был сыном своего отчима Бострома, к которому ушла его беременная мать.
Иван Толстой отверг все сомнения с помощью генетики: у матери Алеши и у его отчима глаза были синие, а у мальчика – карие, как и у его отца Толстого. В цвете глаз проявился рецессивный ген отца. А вообще - взгляните на фотографии: до чего же похожи друг на друга все эти Толстые, вы не находите?
Еще раз хочу похвалить обаятельную, не боящуюся показаться растрепанной и промокшей Феклу Толстую. Сериал представляется мне удачей.
Остались вопросы.
Например: В каких отношениях к роду Льва Толстого находится Алексей Константинович Толстой. Является ли он их родственником?
Было бы неплохо узнать о талантливом живописце и скульпторе Федоре Петровиче Толстом. Вызывает интерес судьба Софьи Андреевны Толстой–старшей. Да и сам Лев Николаевич – фигура до сих пор загадочная.
Мне бы, например, хотелось больше знать о связях семейства Толстых и Тургеневых.
А зарубежные Толстые! Оказывается, в Швеции их 200 человек, и там даже есть своя шведская Ясная Поляна.
Обо всем этом хотелось бы узнать, слышите, Фекла?
Мы с Вами не расстаемся.
***
Толстые. Часть 5. Софья Андреевна –младшая
Толстые. Часть 6. Александра Львовна Толстая
Толстые. Часть 7. Алексей Николаевич Толстой
Толстые. Часть 8. Толстые. Большая династия
Части 1-4 смотрите в моем предыдущем блоге
Свободу Михаилу Ходорковскому!
Долой неправосудный приговор для Алексея Навального!