Телекомпания НТВ завершила сериал «Сталин с нами» сообщением о том, что у Сталина было всего 900 рублей на сберкнижке. (Это на 181 рубль больше среднемесячной зарплаты советского труженика в 1953 году. — С.Б.) Вот каким был человек, державший во власти одну шестую часть земной суши, «лидер, определивший образ современной Европы», — говорят нам авторы цикла документальных фильмов «Сталин с нами». Они не назвали его, как Ленина, «самым человечным человеком», но так следует из контекста: писал стихи, очень переживал смерть первой жены и самоубийство второй, страдал от гибели соратников, когда отдавал приказ об их расстреле: «Политическая целесообразность была важнее личных чувств».
Он — вдохновитель и организатор создания атомной бомбы и современного ракетно-космического щита Родины. А что до репрессий, то это окружение подзуживало, испугавшись проведения альтернативных выборов. К тому же с 1950 года Сталин сильно болел и фактически не управлял страной — так что за него правили приближенные, они устроили антисемитское «дело врачей», травлю «космополитов».
На самом деле именно Сталин поставил задачу и определил условия для следователей министерства госбезопасности: «Если не вскроете террористов, американских агентов среди врачей, то будете там же, где и Абакумов». (Глава МГБ Абакумов был арестован и подвергнут пыткам.)
Встав у руля после смерти вождя, утверждается в фильме, Хрущев довел страну до экономического кризиса.
Да, в 1963 году начали закупать хлеб у Америки. А про умирающих от голода в 1947 году, при Сталине, авторы не ведают. И что было в 1951-52 годах — не слышали. Для справки: «В 1951 и 1952 гг. хлебозаготовки, проведенные в условиях двух подряд неурожаев... поставили колхозников региона на грань голода». (Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Новосибирск, 2004.)
При Сталине цены снижались, говорят нам с экрана телевизора. И следует... песня Высоцкого в исполнении самого Высоцкого:
«Было время, и были подвалы,
Было дело, и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали».
А то, что куплет вырван из «Баллады о детстве», где говорится: «Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие. Мои — без вести павшие, твои — безвинно севшие», и о том, что из подвалов тех уходили в уголовники, — кто ж помнит... Телезритель же ловко подведен к мысли: Высоцкий был за Сталина!
Авторы во вступлении представляют себя как самых объективных из объективных: «Этот фильм не стоит смотреть тем, кто считает его гением всех времен и народов, и тем, кто считает его исчадием ада. Этот фильм — попытка показать его таким, каким он был на самом деле, отбросив черно-белые мифы».
Значит, настоящий — тот, который писал стихи и... (см. выше), а все остальное «черно-белый миф»?
Про белый миф не будем, сериал и есть таковой. Но он заодно разоблачает и «черный миф». Однако какие кружева ни плети, а правду не скроешь. Слово — предатель. Тем более, когда слово звучит как вступление, как идейная программа. Процитирую ее почти полностью из заключительного фильма сериала. Как своего рода образец хитромудрия, обработки сознания.
«56-й год. Москва. Никита Хрущев делает секретный доклад на дополнительном заседании после окончания XX съезда... Впервые произносит словосочетание «сталинские репрессии»... Это доклад для своих. О том, как Сталин чистил партэлиту, и как теперь Хрущев не даст ее в обиду».
Стоп. Получается, Сталин «чистил» только «партэлиту». А Хрущев встал на защиту партноменклатурщиков, чиновников... (Газета «Московская правда», например, с 1997 года и до сих пор публикует «Возвращенные имена» — списки реабилитированных жертв политических репрессий. С указанием профессий, специальностей, должностей. Абсолютное большинство там — так называемые простые люди.)
«По знаменитой 58-й статье за контрреволюционные преступления были судимы 4 миллиона 60 тысяч человек. Из них расстреляны 799 тысяч 455. За 32-летний период», — вещают с экрана.
Тут нечто вроде приглашения к размышлению: 800 тысяч расстрелянных за 32 года — много или мало? Для справки — из доклада специальной комиссии, созданной 31 декабря 1955 года. Только в 1937-38 годах было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности 1,548,366 человек. Из них расстреляно 681,692 человека. В 1991 году Генпрокуратура и МВД представили в Верховный Совет РСФСР данные о суммарном количестве жертв сталинских репрессий. Арестовано, осуждено к лагерным срокам, расстреляно, раскулачено, сослано, выселено 50,114,267 человек. В это число входят повторные аресты и осуждения.
Далее из вступительного меморандума к заключительной серии цикла:
«Среди посаженных и расстрелянных по 58-й статье не только троцкисты и зиновьевцы...».
Что значит «не только»?
«...И не только невинные жертвы».
Следовательно, троцкисты и зиновьевцы — виновны?
«Шпионы-диверсанты военного и предвоенного времени, бандеровцы, полицаи, взяточники, казнокрады тоже проходили по 58-й — разве можно красть бюджетные деньги. Ведь только врагу народа придет в голову просить откаты».
Вот как это делается. Вплоть до отсыла в современность, к «откатам», коррупционерам, с которыми, к чему тонко нас подводят, боролся раньше Сталин.
Эти слова, эти формулировочки не разбросаны по сюжету как «точечное» воздействие на сознание и подсознание телезрителя — они вынесены в анонс, в начало. Как программа.
Старая истина: убей одного человека — осудят как преступника. Уничтожь миллионы — назовут великим историческим деятелем. «Террор» — в переводе с латыни «ужас». Наведи ужас на страну — и народ тебя возвеличит? Или это только у нас — потомки расстрелянных и замученных прославляют палача?
Наверно, после сериала «Сталин с нами» можно иначе относиться к ярым апологетам сталинизма. Они ведь открыто, прямо говорят: ну и что ж, что убили миллионы — зато построили социализм, без жертв не бывает. Так они думают, так говорят. Прямо и честно.
А что думать об авторах сериала, которые ту же мысль пытаются протащить путем подлога, подтасовок, передергиваний? Ведь тот, кто прибегает к изощренным уловкам, по логике, сам не верит в то, что доказывает?
Наверно, все очень просто. Выполняют заказ. Будет другой заказ — выполнят его.
В результате их усилий 49 процентов россиян считают, что Сталин сыграл в жизни России «абсолютно положительную» или «скорее положительную» роль. (Опрос Левада-Центра).
Тот же канал НТВ посвятил две передачи вору в законе Саше Северному, в миру Александр Валентинович Северов. Самая громкая — «Исповедь вора в законе» в программе «Русские сенсации». Гражданин Северов в интерьерах большой усадьбы излагал свои взгляды на мир и нравы. Говорил, что думает, благо, дали телевизионную трибуну. Однако важен здесь не он, а сценаристы, режиссеры, корреспонденты НТВ.
Каждое их слово о Севере — с трепетом и придыханием.
«Когда такой авторитетный человек согласился на встречу с нами, это сразу стало русской сенсацией... Застенки до сих пор хранят гулкое эхо его шаркающей походки».
Видно, текст писал начитанный человек. Помните? «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой... в крытую колоннаду... вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Север на экране — в белом ослепительном костюме.
Далее: «Вершитель судеб, живая легенда... Именно ему посвящен шансон всех времен и народов...»
«Всех времен и народов» говорили про еще одного человека в белом кост... то есть кителе.
Далее: «Здесь, за этим бетонным забором, живет один из легендарнейших крестных отцов России... Попасть за железные ворота можно лишь в исключительных случаях... Нажав кнопку домофона, ждем ответа с замиранием сердца».
Наверно, и правда, у корреспондентки сердце замирало. От благоговения.
Далее: «Момент истины — за воротами послышались шаркающие шаги...»
Не абы что — момент истины. И так — 48 минут эфира. С благоговением, трепетом во взоре и придыханием в голосе.
Что с нами произошло и происходит?
В шестидесятые годы прошлого века мне часто встречались среди уголовников люди, не обремененные образованием, но желающие выглядеть выше своей среды, выше среднего уровня. (Впрочем, сей сюжет относится ко всем временам, классам и сословиям.) В чем-то они действительно были выше, отличались от своих подельников живостью ума, восприимчивостью, тягой к книжному знанию и т.д. И дабы показать себя, свой уровень, любили порассуждать о чем-то особенном, умственном, что не для всех. То вдруг в их среде вспыхивал интерес к «Капиталу» Маркса; считалось необыкновенно шикарным сослаться в разговоре на «Капитал». Или, к примеру, докатывалась до них, как эхо с воли, мода на Ремарка и на само имя Ремарка. В общем, как все люди, не имеющие широкого образования, они выбирали что-то одно из многого, из общего потока знания, и считали это одно некой отметиной своей избранности. Учтите, что по обстоятельствам тех времен и по личным обстоятельствам их школьное образование ограничивалось семью классами, в лучшем случае.
Вспоминая их, этих уголовников, я почему-то всегда представляю себе Сталина. Ведь он — типичный пахан, получивший неограниченную власть на зоне Советской империи. Типичный зэк, любящий порассуждать о чем-то этаком, умственном, не для всех.
Образованный человек никогда не сказал бы, как однажды Сталин: «Эта штучка посильнее «Фауста» Гете». В крайнем случае: «Эта штучка посильнее «Фауста». Имя автора в таком контексте пристегивают люди, только что узнавшие. Неофиты. При этом учтем, что Сталин был неофитом, уникально много прочитавшим, он проглатывал книги, как машина, обладал знаниями по широчайшему кругу вопросов.
Однако родовые признаки одни. Посмотрите внимательней. Игра, режиссура, поза, ухмылка-улыбка про себя, долгая пауза как выжидательное, томительное издевательство над всеми, как осознание власти: никуда не денутся, будут ждать, сявки — это ж типичные уголовно-зэковские повадки. Снимите скрытой камерой несколько эпизодов из жизни пахана, «смотрящего» на зоне, особенно когда он вершит суд (разводку-разборку) среди «фраеров» и «мужиков», смонтируйте полученные кадры встык с кадрами из фильмов о Сталине — и вы онемеете. Тягучая манера, долгие-долгие паузы, интонация, движения — всё одинаково!
Но люди слепы. Потому что власть гипнотизирует. Абсолютная власть гипнотизирует и ослепляет абсолютно. Даже Пастернак и Чуковский благоговели от лицезрения Сталина! Только маленький человек Мандельштам посмотрел и сказал: «малина», «сброд»...
Мы живем, под собою не чуя страны.
Наши речи за десять шагов не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца...
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей...
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
Мандельштам — как тот маленький мальчик из сказки о голом короле. Он всегда отличался редким даром детскости. Не случайно же в 17 лет, когда все стремятся выглядеть старше, взрослее, Мандельштам, вопреки всем законам, писал:
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять...
Такие поэты-дети часто видят суть людей и событий насквозь. В то время как все вокруг загипнотизированы. Иные — до сих пор. Хотя и знают, что у нас не сказка и не Дания, у нас наивно-откровенных мальчиков тотчас уничтожали в лагерях. Как уничтожили Мандельштама. И миллионы других, которые таких стихов не писали, а просто попались под сапог.
А нынешнее телевидение делает о паханах благоговейные фильмы.
Добавить комментарий