Перед полуночью
Before Midnight
В 1995 году 35-летнему режиссеру Ричарду Линклейтеру пришла в голову необычная мысль. Он решил снять фильм, где герои будут только ходить и разговаривать.
Это был оригинальный и совсем неголливудский замысел.
Линклейтер родился и учился в Техасе и до сих пор живет в техасском городе Остин, который не желает променять ни на какие Беверли Хиллз. Там он в молодости организовал киноклуб, где показывали фильмы знаменитых европейских режиссеров. Там в 1991 году он снял свой первый фильм Slacker про разнообразных остинских чудаков, принесший ему известность. За ним в 1993 году последовала комедия Dazed and Confused (это название песни рок-группы «Лед Зеппелин»). Ее действие, как и действие предыдущего фильма, происходило в течение одного дня в 1976 году, а героями были старшеклассники, безумствовавшие в свой выпускной праздник. Фильм имел большой успех и стал культовым. Один критик написал, что режиссер подошел к изображению дурацких ритуалов выпускников как антрополог. Картина дала «путевку в жизнь» молодому актеру, техасцу Мэттью Макконахи, ныне поднявшемуся в ранг звезды.
А в 1995 году Линклейтер сочинил «Перед рассветом» — незамысловатую историю с двумя молодыми героями. Итэн Хокс играл Джесси, американского туриста в Европе. В поезде он знакомится с француженкой Селиной (Жюли Дельпи). Оба, оказывается, недавно расстались навсегда со своими бывшими возлюбленными. Джесси едет до Вены, чтобы улететь оттуда домой. Между ними возникает взаимная симпатия, и Селина сходит с поезда вместе с Джесси. Они проводят ночь, бродя по Вене и разговаривая. К рассвету становится ясно, что это любовь. Но будучи людьми романтичными, они не обмениваются адресами и телефонами, а договариваются снова встретиться в Европе через полгода.
Очарование фильма состояло в том, что он показывал прелесть нормального общения между людьми посредством слов, где так важны интонация, паузы, выражение лица, тембр голоса, дыхание, тепло (или холод), исходящее от собеседника. Все это сегодня исчезает под натиском так называемого компьютерного общения, превратившего человека в робота, который отрезан от мира и исступленно тыкает пальцем в клавиши.
На фестивале в Берлине фильм получил «Серебряного Медведя».
Только девять лет спустя Линклейтер снял продолжение — фильм «Перед закатом». Джесси, оказывается, приезжал на условленную встречу, но Селина на нее не явилась (была на похоронах любимой бабушки). Вернувшись в Америку, Джесси женился, у него родился сын. Встреча с Селиной вдохновила его на творчество, и про их ночь в Вене он написал книгу, сделавшую его знаменитым. Теперь он приезжает в Париж, чтобы рекламировать книгу, и, конечно, Селина его находит. Следует ночь блужданий по Парижу и бесконечных разговоров. Утром Джесси не едет в аэропорт. Любовь вернулась, и он решает изменить свою жизнь.
Сценарий был номинирован на «Оскара».
И вот теперь, еще девять лет спустя, сделан фильм «Перед полуночью».
Как полагается по правилам этой трилогии, действие снова уложено в один день. Происходит оно в Греции, куда приехали на отдых Джесси с Селиной. Они уже давно женаты, у них девочки-близнецы в белокурых кудряшках, похожие на искусно выполненных кукол. Фильм начинается в аэропорту, откуда улетает домой американский сын Джесси, проводивший каникулы с отцом и мачехой. Джесси обещает вскоре приехать в Америку на школьный концерт, где будет выступать сын, но подросток просит его этого не делать: его мать ненавидит бывшего мужа, и при их встрече могут быть неприятности.
Джесси потрясен тем, что теряет сына. Он делится своим отчаянием с Селиной, но она встречает это в штыки. Если они переедут в Чикаго, чтобы Джесси мог быть ближе к сыну, Селина потеряет свою прекрасную работу (конечно, что-то прогрессивное в области охраны окружающей среды).
И вот заводится бесконечный разговор на эту тему. Селина, оказывается, превратилась просто в мегеру. Когда через три часа пасынок звонит, чтобы «доложиться» о том, что он на пересадке, Селина даже не передает трубку Джесси. Она осыпает мужа упреками и подозрениями. Джесси слабо отнекивается.
Местные писатели, друзья Джесси, у которых гостили супруги, делают им прощальный подарок — снимают для них на ночь номер в роскошной гостинице, чтобы они могли побыть наедине, без детей. Там разыгрывается грандиозная ссора, когда Селина заявляет Джесси, что он плохой писатель, и что вообще она его не любит. Правда, к полуночи эта буря в стакане воды как будто бы успокаивается...
Беда фильма в том, что оба героя — невероятно скучные, ограниченные люди. В предыдущем фильме они все-таки разговаривали не только о себе. Селина что-то лопотала про то, что промышленность загрязняет и губит мир, а Джесси уговаривал ее быть оптимисткой. Она вспоминала свою поездку в Мексику, где задачей было наделить детей карандашами (о, эти американские благодеяния!) и восторгалась бескорыстной помощью бедным. Рассказывала о том, какой разгул насилия в Нью-Йорке (она там училась два года), и как полисмен посоветовал ей купить револьвер, и как это ужасно и неправильно — иметь оружие. Очень мрачной ей показалась коммунистическая Варшава, но там у нее «прояснилось в голове»: ведь там люди были свободны от потребительского безумия! Словом, Селина несла обычную либеральную чушь, но даже это было лучше, чем выслушивать в новом фильме бесконечную семейную склоку между двумя глупыми людьми — сварливой женщиной и бесхребетным мужчиной.
И зря в фильм включена беседа Джесси с друзьями, где он рассказывает замысел своей будущей книги. Судя по его рассказу, тут Селина права — писатель он никудышный...
Только в одном месте герои могли бы обсудить действительно важную проблему. Джесси говорит Селине, что видел, как одна из их девочек отнимала у другой игрушку. Как бороться с завистью и враждой между детьми? Но Селина категорически пресекает разговор: ей нравится, когда дочери дерутся. Значит, могут постоять за себя и знают, чего хотят.
Судьба Джесси ясна. Через несколько лет вместо одной фурии в семье будет три.
Вот такой сценарий написали сами актеры с режиссером.
Очень жаль, что интересная выдумка Линклейтера сошла к третьему фильму на-нет таким огорчительным образом.
Но переживать за него не стоит. На сайте «Гнилые помидоры» 97 процентов критиков и 93 процента зрителей одобряют это кино. Американцы очень любят семейные истории.
**
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий