Устарел ли фильм «Шумный день» по пьесе Виктора Розова?
Начну вот с чего. Когда-то меня потрясла одна статья, ее автор, известный мне как «детективщик», англичанин Честертон, в тот раз писал о другом – о смене цивилизационной модели. Он писал, что христианство пришло на смену языческому античному миру именно тогда, когда в том мире не осталось ничего святого, не оплеванного, не фальшивого и не продажного. В тот момент, когда в обществе разрегулировался механизм «морали», оно легко поддалось экспансии христиан, людей глубоко идейных, неподкупных, не склонных поступаться принципами.
Не то ли видим и мы сегодня? В глобальном масштабе европейская цивилизация трещит по всем швам, не в силах защитить свои эстетические и моральные ценности (или утратив в них веру). Но и на просторах такой страны, как Россия, этот процесс тоже прослеживается с очевидностью.
Правда, в России речь идет о прогнившем государстве, навязывающем свои правила народу (см. блог И. Веллера), и о народе, часть которого готова послушно участвовать в нечестной игре, а часть - и это те, за кем будущее, - хочет восстановить в стране прямое действие закона и правды.
Правды во всем: в политике, в отношениях между государством и личностью, между государством и гражданами (не подданными!).
Сколько обмана, подтасовок скопилось за долгние годы правления неправды, а сколько скрыто от глаз, ждет своего часа!
Власть присвоила себе право действовать как ей вздумается, лишь на том основании, что она власть.
Я не сомневаюсь: этот «порядок», выгодный лишь власти, обязательно изменится, терпению людей приходит конец, но ей-богу, так хочется, чтобы он изменился скорее.
Удачи тебе на выборах, Алексей Навальный!
Вижу, что там, где ты и твоя команда, - обновление жизни, вера в будущее России и повышенный спрос на правду.
Ни пуха, ни пера!
***
На этой неделе канал «КУЛЬТУРА» отметил столетие драматурга Виктора Розова показом фильма Георгия Натансона и Анатолия Эфроса «Шумный день» (1960) по мотивам розовской пьесы. В этот же день, 25 августа 2013 года ушла из жизни актриса театра «Современник» Лилия Толмачева, снимавшаяся в картине. Так что фильм стал данью их памяти. Виктора Розова практически сейчас на театре не играют. Устарел? Когда-то он был одним из популярнейших драматургов, любимцем Анатолия Эфроса.
Я решила: начну смотреть – и с нескольких кадров пойму, стоит ли досматривать. Досмотрела до конца, хотя картина знакома и запомнилась мне еще с детства, когда фильм гремел. Тогда в первые же недели проката его посмотрели 18 млн. зрителей.
Некоторые кадры картины часто показывают на ТВ, например тот, где мальчишка Олег, в исполнении Олега Табакова, отцовской саблей рубит мебель, купленную «мещанкой» Леной, женой брата. Или тот, где Лена в отместку выбрасывает в окно Олегов аквариум с рыбками.
Мне показалось, что в наше время фильму возвращается как бы второе дыхание.
Снова, как в те «оттепельные дни» конца 1950-начала 1960-х, в обществе возник «спрос на правду», возникла тяга к осмыслению жизни, к разговору о том, как и чем должен жить человек, – делать карьеру? зарабатывать деньги? обеспечивать себя и близких материальными ценностями? или служить людям? двигать вперед науку? видеть впереди осмысленную цель?
О да, в чем-то картина безнадежно устарела. Нам сейчас претит такое резкое противопоставление «уюта» и «духовных идеалов». Мы видим, что можно совместить то и другое.
Протагонист «Шумного дня» пятнадцатилетний Олег – блестящая роль Олега Табакова, такого симпатягу сыграл – загляденье! - унаследовал от матери (немногословная, но сильная роль Валентины Сперантовой) и от умершего отца четкие моральные правила. Он не может принять подарок от друга, если тот куплен на «сворованные» деньги, он должен сознаться жене брата, что случайно пролил чернила на новый стол, хотя знает, что вызовет скандал.
Но вот о чем я думала, глядя на знакомые с детства кадры. Вот «мещанка» Лена (Лилия Толмачева), уводящая мужа от его высокой науки в болото приобретательства. Лена – обычный советский человек, она стоит за мебелью в очередях, записывается с утра, выслеживает и высматривает – хочет женщина пожить в красоте. Насколько легче решался бы вопрос, если бы красивую мебель, одежду, продукты можно было бы без труда купить в магазинах!
И, надо сказать, кто-то из советских мог это делать – существовали спецраспределители, магазины «Березка», номенклатура ездила за рубеж...
Но тогда расслоение общества еще не было таким заметным, как сейчас. Люди жили в похожих коммуналках, с соседями, среди одинаковой мебели, и жизнь «особо выделенных» еще не так мозолила глаза.
Или вот еще: одна из второстепенных героинь – "спекулянтка", она приносит из магазина, где работает, хорошие вещи и продает их по повышенной цене. В фильме она попадает в милицию.
А я вспомнила, что действительно много тогда было «спекулянтов», и как-то не хочется даже их ругать, ведь если бы не они, во что бы одевались советские женщины, по старинке склонные к некоторому щегольству! Да ведь и брали «спекулянтки» не так дорого!
Еще вспомнила, как соседка-продавщица таскала сумками продукты из магазина, а когда ее повысили до заведующей – то уже везла учетверенные сумки в машине.
Это еще одна сторона жизни советского государства, когда воровство стало нормой, что в итоге
привело к краху всей системы. Но тогда все это только начиналось.
И были этому противовесы – люди науки и искусства, интеллигенция – врачи, учителя, библиотекари, считавшие, что их долг – служить обществу, а не обкрадывать его.
В фильме хорошо чувствуется тяга героев к правильной жизни. Носителем этой темы, кроме Олега, выступает юноша из провинции Геннадий в великолепном исполнении Льва Круглого (одного из любимых актеров Эфроса).
Увы, критерием «правды» выступает сабля отца. Этакая метафора «идеальной» справедливой революции. Но не была она такой. Отец, скорей всего, был революционным деятелем. Мы не знаем, что с ним случилось в сталинскую эпоху, когда и как он умер. И об этом я тоже думала, когда смотрела фильм.
А еще я смотрела на Москву, которая тогда в 1960-х воспринималась как «столица мира».
Это было время «спутника», недалеко было до полета Гагарина, советские ученые проектировали ракеты, гидростанции. В воздухе пахло обновлением. Жизнь обещала молодежи чудеса...
Что наступило после, мы знаем.
Но фильм Натансона и Эфроса несет частицу тогдашней жизни и тогдашней радости. И сегодня приятно в это окунуться.
***
На этой неделе услышала два музыкальных номера, с которыми хочу познакомить читателей.
Первый – песня Булата Окуджавы в замечательном исполнении Елены Камбуровой (она спела ее на вечере в честь Василия Аксенова).
Второй – народная песня «Ой, в Таганроге» в исполнении солистов и хора Пятницкого.
Фильм Шумный день (1960)
Елена Камбурова
Ой, в Таганроге. Хор Пятницкого
***
Свободу Михаилу Ходорковскому!
Голосуем за новую Москву и новую Россию!