Борьба с коррупцией: от Аркадия Ваксберга к Алексею Навальному
Фильм об Аркадии Ваксберге на канале КУЛЬТУРА. Аркадий Ваксберг - фигура для советских людей легендарная, хотя сейчас несколько подзабытая. Может, оттого, что последние годы своей жизни провел в Париже; умер Ваксберг в Москве в 2011-м.
Рассказ об «учителе», знаменитом авторе громких судебных фельетонов «Литературной газеты», ведет журналист, он же режиссер фильма Виктор Лошак. Свой голос добавляют друзья Ваксберга: бывший следователь по особо важным делам В. Калиниченко, журналист Юрий Рост...
Вот история прогремевшего на всю страну фельетона «Баня» (1976 год). К Ваксбергу в руки попал материал о «баньке», выстроенной для высоких партийных функционеров. Там было все: коррупционные связи, девочки, обслуживающие партийных толстосумов...
Главред «Литературки» Чаковский (по совместительству член ЦК КПСС) печатать крамольный фельетон наотрез отказался. Но поостыв и посоветовавшись «наверху», дал ему добро. В тот день страна узнала своих «героев».Тираж «Литературки» достигал в те поры 6,5 млн экземпляров. Может, фельетон Ваксберга и не пришел в каждый дом, но о нем говорили, его обсуждали. «Морально разложившиеся» партийные коррупционеры полетели со своих мест, попали под суд. Их окружение так перепугалось, что стало в страхе сносить баньки на своих участках.
Сравнивая ту ситуацию с нынешней, можно сказать одно: ситуация кардинально изменилась в пользу коррупционеров. Если раньше власть, хотя и не часто, и с неохотой, но все же разрешала печатать материалы, порочащие социально ей близких номенклатурщиков, то в наше время она однозначно стоит на их стороне.
Раньше можно было их судить, приговаривать к срокам, конфисковывать нечестно нажитое, сегодня же – они судят тех, кто выступает с обличениями. Отдельные члены общества решаются поднять голос против мошенников, обманывающих и обкрадывающих государство. У всех на слуху имя погибшего в тюрьме Магнитского. Его судей повысили в чинах и наградили.
Кто сегодня не знает борца с коррупционерами Навального! Алексей, только благодаря поддержке общества, получил условный, а не реальный тюремный срок. А впереди у него еще одно дурацкое судебное разбирательство, инициированное властью. Сергей Пархоменко регулярно оповещает читателей сайта ЭХА МОСКВЫ о новых и новых мошенниках, укравших свои кандидатские и докторские диссертации и разоблаченных активистами ДИССЕРНЕТА.
Но вот незадача: общественные активисты их разоблачают, а власть стоит за них горой. Плагиаторы, укравшие свои кандидатские и докторские, занимают высокие чиновничьи места в Рособразовании.
Государство-коррупционер и фальсификатор поддерживает коррупцию и фальсификации во всех сферах.
Ворон ворону глаз не выклюет.
В конце картины Виктор Лошак цитирует последние слова мемуаров Ваксберга: «Что мог – то и сделал. Теперь слово и дело – другим». И эти другие в сегодняшней России есть. Жаль только, что их усилия - как в случае Навального - могут кончиться тюремным сроком.
Фильм: "Прецедент Ваксберга"
***
Завещание Паолы Волковой
На канале КУЛЬТУРА прошли четыре последних передачи Паолы Волковой из цикла «Мост над бездной».
Если спросите, кто такая Паола Волкова, отвечу просто: искусствовед. У нее нет званий и регалий, она ничего не возглавляла и ничем не руководила. Она «ведала искусством». Или лучше сказать, она «ведала искусство».
Когда Паола Волкова говорит о какой-то картине, кажется, что она сама ее написала.
Ощущение, что она знает такое, чего никто не знает. И нам - одним нам – она открывает эту жгучую тайну, этот ведомый только ей секрет. При этом голос у нее тих, но полон вибраций, глаза загораются, и вся эта немолодая женщина становится пленительно хороша, словно фея из страны Искусства.
Эти четыре фильма смотреть было больно, ибо я уже знала, что Паола Волкова навсегда ушла в ту самую «бездну», над которой вместе со всеми нами возводила свой мост. Мост искусства. Эль Греко, Феофан Грек, Ренуар и Ярошенко, Рафаэль – вот герои этих вдохновенных получасовых программ.
В рассказе об Эль Греко (Доменико Теотокопулосе, ХУI век), греке, учившемся у мастеров Итальянского Возрождения, но осевшем в Испании, поразило многое.
Паола Волкова рассматривает только одну его картину «Похороны графа Ораса». Она называет ее «картина-роман». Проходит по всем «сюжетным линиям» этого романа: жизни легендарного графа, пришедшейся на ХIУ век; хоронящих его идальго, людей уже совсем другого времени, современников Эль Греко, составляющих цвет толедской интеллигенции; фигурам двух святых, старого и молодого, св. Августина и св. Штефана - на одеянии последнего избражено, как его побивают камнями; - небесных ангелов, несущих душу праведника к Божественному престолу...
Одна деталь без Паолы Волковой от меня точно бы ускользнула.
Я бы пропустила на картине маленького мальчика, Хорхе Эммануэля, сына художника. Чудесное точеное личико, глубокий вопрошающий взгляд, обращенный на нас; мальчик выступает на холсте посредником между далеким прошлым и тем будущим, которое еще неведомо.
Странные мистические похороны. Хоронят одни мужчины.
Почему-то вспомнилась мне картина нашего Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья», где неведомую бабку Анисью хоронят русские деревенские бабоньки. Тоже мистическое полотно.
И там тоже есть мальчик, смотрящий на зрителя. Вспоминал ли русский художник из послевоенного поколения картину Доменико Теотокопулоса? Вряд ли. Но она оказалсь в чем-то ему созвучной.
Реквием по человеку и человечеству. Ведь действительно, жизнь каждого – микрокосм, и с уходом одного что-то исчезает в мире, меняется его состав, и, оплакивая ушедшего, мы оплакиваем и себя, и наших детей...
Во второй передаче Паола Волкова рассказала еще об одном греке, но греке византийском, ставшем своим на Руси конца ХIУ - начала ХУ вв. Говорю о Феофане Греке. Современнике Сергия Радонежского и Андрея Рублева (в фильме Андрея Тарковского яростного старика-художника играет Сергеев), возможном свидетеле Куликовской битвы, исихасте-аскете, живописце величайшей силы и напора.
Паола Волкова назвала его дар «серафическим» в противовес «ангелическому» дару Андрея Рублева. Но для меня, признаюсь, нет в этих определениях разницы. Что серафим, что ангел! Для меня в работах Феофана Грека есть что-то от ангела падшего, протестующего против установленного порядка. Нет в его иконах той безмятежной гармонии, что видим мы у младшего его современника Андрея Рублева, зато есть непокорство и даже бунт.
Поразилась смелости Паолы Волковой, которая в третьей передаче сравнила, казалось бы, несравнимое: Огюста Ренуара и Николая Ярошенко. Но сравнила она не самих художников, а портреты двух знаменитых актрис, написанные примерно в одно время (1870-1880-е годы) - Жанны Самари и Пелагеи Стрепетовой.
И ведь действительно, оба портрета каждый по-своему великолепны, и запечатлели они определенный женский тип, и эпоху, и эстетический идеал художника.
Но Паола Волкова всегда идет вглубь, она показывает, что красавица Жанна Самари кисти французского «трубадура» имеет архетипом Мадонну, какой ее изображали мастера Возрождения. Светлую прекрасную Женщину-Мать. А строгая аскетичная и бледная Стрепетова, чем-то напоминающая народоволку, - восходит к иконе Богородицы, скорбящей и жертвенной, поражающей своей духовной красотой.
И вот Рафаэль Санти. И снова – открытие. Паола Волкова говорит о даре Рафаэля-сценографа, даре, позволяющем создавать мизансцены в прекрасно структурированном и четко выверенном пространстве. Потому в Ватиканскую фреску «Афинская школа» так величественно вписываются Платон и Аристотель, что находятся они в центре арочной композиции.
Это «рафаэлевское» мастерство, к сожалению, было утрачено позднейшими художниками, они умели передавать эмоции, но не владели «архитектурой» пространства. Именно этим Паола Волкова объясняет неудачу фигуры Христа в «Явлении Христа народу» гениального Александра Иванова...
Передачи «Мост над бездной» захватили меня и в этот раз.
Горько, что больше Паола Волкова ничего нам не расскажет, не откроет тайн, известных ей одной. Мне показалось, что в последних программах она много говорила о непознанном, об ожидающем человека в другой жизни. Может, было у нее предчувствие? Паола Волкова ушла от нас 15 марта 2013 года. Помянем же удивительную и неповторимую Паолу Дмитриевну словами восхищения и благодарности!
Мост над бездной. Эль Греко
Мост над бездной. Ренуар и Ярошенко
Мост над бездной. Рафаэль Санти
***
Свободу Ходорковскому и Лебедеву!
Свободу узникам Болотной!
Свободу Надежде Толоконниковой, которую, как явствует из сообщения, полученного после трех недель информационной блокады, поместили в Красноярский тубдиспансер!