Время, говорят, летит быстро. Оспаривать эту нехитрую сентенцию вряд ли кто станет — а наши русскоязычные пенсионеры в особенности. Сегодня они просто диву даются, как много событий умещается в сравнительно небольшие календарные отрезки. Казалось бы, только-только отошли от шока, вызванного клинтоновским законом, согласно которому социальное обеспечение было поставлено в жесткую — жестокую! — зависимость от сдачи экзамена на гражданство... Тогдашняя всеобщая паника еще не всеми забылась — а новый страх уже одолевает наше сознание: социальные службы «начали охоту» на выходцев из стран СНГ — получателей пособия SSI (Supplemental Security Income). Чиновников вдруг живо заинтересовало, не причитается ли кое-кому из них пенсионный «приварок» из бывшей страны проживания.
Прокомментировать происходящее я прошу Ирину Матийченко — директорa иммиграционного отдела New York Legal Assistance Group (NYLAG). За хрупкими плечами изящной женщины — солидный юридический опыт и множество убедительных профессиональных побед: знаменитые выигранные иски «Горовец против Чертофф», «Якубова против Чертофф», «Цамчо против Наполитано» — это успехи ее команды.
— Ирина, похоже, у щедрой Америки образовалась некая имущественная претензия к нашему старшему поколению. Новый гром среди ясного неба?
— Не совсем. Еще двенадцать лет назад была предпринята попытка выяснить, кто из иммигрантов получает пенсии «оттуда» — чтобы снять с Америки, хотя бы частично, бремя выплат многочисленных пособий. Но российские пенсии, законным образом заработанные, отчислялись от случая к случаю — примерно как тамошние зарплаты, и рассчитывать на них как на постоянный источник дохода было нельзя. Я специально занялась этим вопросом, встретилась с российским консулом. Он дал письмо — своего рода охранную грамоту, помогающую нам, юристам, отстаивать права соотечественников перед местными органами социального обеспечения. Документ пояснял, что закон о пенсиях иммигрантам из СНГ есть, работает — но не в полную силу. Следующей была встреча с уполномоченным офиса социального обеспечения, который признал: да, порядок с выплатой пособия SSI должен быть наведен — но негуманно дергать иммигрантов, покуда с их честно заработанными пенсиями творится чехарда. Теперь пенсии платят аккуратно — в России, в бывших прибалтийских республиках, в Азербайджане — и американские власти законно желают знать, кому из «наших» сколько причитается.
— Судя по всему, действие нового закона распространяется лишь на некоторых. Но, как водится в нашей эмоциональной общине, паникуют все!
— Совершенно зря. Представить финансовый отчет нужно будет только тем, кто въехал в США после 1992-го года, сохранил прежнее гражданство и получает пенсию «оттуда». И все — оснований для тотального беспокойства нет, никого более нововведение не касается.
— Однако те, кого уже коснулось или коснется в скором будущем, чувствуют себя буквально жертвами произвола! В самом деле: сумма ежемесячного пособия SSI уменьшается на сумму, адекватную пенсионной выплате — справедливо ли?
— Для начала давайте определимся с базовыми понятиями. Что такое SSI? Незаработанное пособие, которое выдается необеспеченным — престарелым или больным. На такую льготу нужно иметь право: накопления не должны превышать двух тысяч долларов на одного и трех — на семью. Похоронные фонды доходом не считаются. В законе оговаривается условие, препятствующее злоупотреблениям: неимущий должен использовать все возможности для того, чтобы его право на другой источник дохода — например, пенсию — было реализовано. Нельзя, скажем, претендовать на полное пособие SSI вместо частичного, скрывая небольшую пенсию только потому, что одно пособие получать удобней. Можно в открытую отказаться от получения мизерной пенсии — но тогда право на SSI теряется полностью. А что есть пенсия? Это доход, который должен быть декларирован.
— Но люди привыкли к иному положению вещей и легко обижаются: почему Америка, сильная и богатая, донимает расспросами о финансах, отчего мелочится? Недавно мне выпало беседовать с соотечественником, получившим вызов на «пенсионное интервью». Он позвонил посоветоваться, звучал запальчиво: «Не хочу иметь с совком ничего общего, копейки оттуда не желаю и в консульстве ноги моей не будет!»
— Подобное приходилось слышать и мне — причем даже от тех, кто нелюбовь к России декларирует, но гражданством ее не бросается. На линии дама: защитите мою маму от произвола, ее заставляют отчитаться о «русской пенсии» — а она в Союзе была диссиденткой, боролась с властями! Потом выясняется, что, несмотря на диссидентское прошлое, разумная мама все-таки сохранила российский паспорт, ежегодно отмечается в консулате — и пенсия ей прекрасным образом начисляется... Прошу понять меня правильно: я не определяю ничьего отношения к бывшей стране проживания, а подхожу к вопросу с чисто юридической точки зрения. Потому и повторяю: пенсия — это доход, сокрытие его — незаконно. Именно поэтому я бы отказалась от словосочетаний типа «атака на стариков» и не совсем корректных исторических параллелей: сегодняшняя проверка доходов наших пенсионеров никак не похожа на ситуацию с лишением SSI в случае провала экзамена на гражданство. Тогда люди боялись — и объяснимо боялись — потерять единственный источник существования! Мы им сочувствовали, профессионально помогали. А сейчас кому-то просто жаль дополнительную субсидию, которую, как мы знаем, многие даже не используют — от доброго сердца отдают по доверенности кому-нибудь из бедствующих родственников или старых друзей.
— Вообще-то благородно...
— Благородно, конечно — но вряд ли доброта по отношению к чьим-то далеким друзьям или родным должна быть за счет Америки. Между тем, нам звонят с возмущением: почему не вчиняете правительству групповой иск, почему не спешите защитить нас, своих соотечественников, от грабежа? Я стараюсь ни в коем случае не сбиваться на банальные поучения, вроде «подумайте о том, как хорошо вы живете и насколько многим обеспечены»... Умалчиваю и о явном неравенстве среди иммигрантов: выходцы из тех республик, которые пенсий не платят, а также беженцы, лишенные в свое время советского гражданства, могут рассчитывать только на SSI. Я объясняю сердитым, что доходы нужно декларировать, что требование «рассекретить» свою пенсию — легитимно. Российский консулат не отказывает в таких справках. Если у вас остались близкие в других странах бывшего проживания, они могут обратиться по вашей просьбе в местные собесы.
— А вдруг непредсказуемая Россия возьмет да и прекратит выплаты?
— Россия отрегулировала положение о пенсиях: теперь они поступают ежемесячно, суммы не колеблются. Поэтому если вы получили письмо с требованием явиться в местный офис социального обеспечения для интервью — скорее всего, там поинтересуются вашими доходами и попросят предъявить соответствующую справку. Отнестись следует с пониманием. Отказать в справке консулат не может: это обычная услуга — платная, но не безумно дорогая. Если с вами беседуют в офисе социального обеспечения, ни в коем случае не делайте вид, что вам плохо понятно, о чем речь. Хромает английский — придите с переводчиком или попросите подключить его по телефону, это возможно.
— Ирина, а как быть россиянам, которые пенсии не имеют, хотя могли бы? Скажем, никогда на нее не претендовали, а получить сейчас сложно. Я знаю пожилого человека, страдающего ментальным заболеванием: мало смысла объяснять ему, что вышел новый закон, что следует подать куда-то некое прошение...
— Для начала надо доказать, что в данный момент человек этот пенсии не получает. Плюс предъявить соответствующий документ от врача. Никто не станет уменьшать пособие на сумму невыплачиваемой пенсии, никто не заставит психически больного ее «выбивать».
— Но недоразумений, тем не менее, хватает... Мне пожаловались знакомые — выходцы из Украины: их вызвали в местный офис и потребовали отчета о доходах. Доказать, что Украина пенсий иммигрантам вообще не платит, оказалось сложно: суровая работница знала только магическое слово «Раша» и прилагала это географическое понятие ко всем выходцам из бывшего Советского Союза.
— Случается, к сожалению, и такое: рассчитывать на обширные знания и кругозор интервьюеров порой не приходится. Но можно просто принести с собой компьютерную распечатку соответствующего закона. Рядовой сотрудник офиса упорствует — зовите его начальство! В конце концов, консулат Украины тоже выдает справки: десять долларов — и документ у вас в руках. Я понимаю, как сложно путешествовать по офисам, как некомфортно чувствовать себя под подозрением — но, честное слово, отдельные ошибки не фатальны, а общая ситуация скоро разрешится.
— Между тем, возникла еще одна: самая демократичная страна в мире вдруг стала следить за передвижениями наших иммигрантов по свету. Участились вызовы в те же пугающие местные офисы социального обеспечения с целью выяснить, как долго получатель пособия отсутствовал в стране и сколько раз в году он ее покидал...
— Ничего странного: это явления одного порядка, правительство пытается бороться со злоупотреблениями и, вполне понятно, хочет знать, на какие деньги неимущие старики выезжают из страны по два, а то и по три раза в год. Если в паспорте получателя SSI за короткий срок появляется штамп Китая, потом Доминиканской Республики, а через каких-нибудь пару месяцев, допустим, Новосибирска — путешественник обязан пояснить, за чей счет вояжи. Предположим, билеты купили дети — тогда следует представить копии соответствующих документов, и к доходу это приравниваться не будет, поскольку еду, одежду и счета этим не оплатишь. Если же спонсор просто дал от щедрот какие-то наличные, за них следует отчитаться как за доход — но не исключено, что при рекордном количестве зарубежных поездок правительство может попросить добрых родственников взять своего «бедного» на полное содержание. Думайте сами, решайте сами. Кстати, в офис могут вызвать и после одной зарубежной поездки — если «пересидеть» там более тридцати календарных дней: тогда человек должен отказаться от пособия за месяц отсутствия — это закон.
— Некто заявил по русскому телевидению: Америка живет не по совести, а по закону. И добавил: она стала придирчивее к русскоязычным иммигрантам. Вы тоже так считаете?
— Нет, Америка просто сделалась менее наивной. Не думаю, что по этой причине должна уменьшиться наша к ней благодарность.
Добавить комментарий