Капитан Филлипс
Captain Phillips
Режиссер Пол Гринграсс
В Дании есть крупнейшая корабельная компания «Мерск». Одно из ее грузовых судов, американская «Алабама», в апреле 2009 года шло в Кению. На борту было 20 человек команды и 17 тысяч тонн груза, 5 тысяч тонн из них составляла гуманитарная помощь для Сомали, Уганды и Кении.
8 апреля на «Алабаму» напали четверо сомалийских пиратов, мальчишки от 17 до 19 лет, но вооруженные «Калашниковыми». Их моторную лодку можно было бы уничтожить вместе с ними одним пушечным выстрелом, но согласно сложным и запутанным морским законам торговое судно не имеет права иметь на борту пушки. Только водяные! Не было огнестрельного оружия и у команды. Считалось, что это слишком опасно.
С начала 19-го века пираты не нападали на корабли под флагом США. Но к 2009 году они обнаглели. В течение трех недель до захвата «Алабамы» сомалийские бандиты атаковали 16 контейнерных судов и 8 из них захватили. Всего в 2009 году было совершено 45 нападений.
Пиратам есть чем поживиться — ежегодно по Аденскому заливу и западной части Индийского океана мимо Сомали проходит до 30 тысяч танкеров и сухогрузов.
Исследование 2010 года показало, что мировая экономика понесла от 7 до 12 миллиардов убытка от пиратских налетов последних лет.
Капитана «Алабамы» Ричарда Филлипса пираты легко взяли в плен. Тогда главный механик Майк Перри, вооруженный ножом, сумел захватить вожака пиратов и потребовал обменять его на капитана.
Лодка пиратов была разбита, и им предложили взять 30 тысяч долларов, имевшихся в корабельной кассе, и убраться восвояси на спасательном катере «Алабамы», где был запас еды и воды.
Вожака доверчивые американцы вернули, но капитана обратно, конечно, не получили. Пираты оставили его у себя на катере и увезли.
Тогда на место действия следующим утром явился присланный из Аденского залива эсминец «Бейнбридж», затем военный корабль «Хэлибертон». «Алабама» под охраной стала двигаться к югу, в Кению.
10 апреля Филлипс попробовал бежать, прыгнув с катера в воду, но из этого ничего не вышло. Пираты снеслись со своими сообщниками в Сомали, чтобы те пригнали к катеру четыре захваченных ими корабля с заложниками из пяти разных стран, в том числе России. Заложниками они хотели прикрываться как «живым щитом». Но американские снайперы из спецчастей «Тюлени» (United States Navy SEAL, также в ходу перевод «морские котики») их опередили. Президенту Обаме доложили, что жизнь Филлипса в опасности, и он разрешил действовать.
Вожак пиратов Абдували Мусе находился на «Бейнбридже», куда его заманили под предлогом переговоров. Трое остальных на катере были убиты выстрелами в голову, и их трупы отдали сомалийцам.
Мусе привезли в Нью-Йорк на суд. Хотя его родители и защита утверждали, что он еще совсем маленький, чуть ли не 15-летний, и его нельзя судить, как взрослого, все же он получил срок в 33 года и 9 месяцев.
Пятитонный спасательный катер со следами пуль отдали в музей военно-морского спецназа во Флориде.
Делать про все это фильм поручили британцу Полу Гринграссу, который раньше был документалистом и любит кино, основанное на реальных событиях. Он снял фильм «Кровавое воскресенье» про события в Ирландии и фильм про 11 сентября «Рейс Юнайтед номер 93». Он же поставил две приключенческих картины «Ультиматум Бурна» и «Превосходство Бурна», к реальности отношения не имеющих.
В основу пиратской истории положили книгу, молниеносно написанную капитаном Филлипсом в содружестве с журналистом Стефаном Толти и вышедшую в 2010 году под названием «Долг капитана: сомалийские пираты, спецназовские «Тюлени» и опасные дни в море». Капитан был объявлен большим героем, принят президентом Обамой, и в фильме названном его именем, Голливуд поручил создать его героический образ суперзвезде Тому Хэнксу.
real phillips w.jpg
Для пущего правдоподобия режиссер не знакомил сомалийцев с Хэнксом заранее, и впервые они встретились на съемках в сцене захвата корабля.
Фильм сделан очень профессионально и хорошо смотрится. Меня только удивило, почему Хэнкс, актер высочайшей пробы, играет как-то наредкость неинтересно. Любой исполнитель мог бы так же ходить с сосредоточенным лицом, смотреть в бинокль и давать не слишком внятные распоряжения. По ходу действия я вдруг осознала, что Филлипс — никакой не герой. Он, конечно, жертва, и претерпел муку, проведя три дня в крошечном катере вместе с пиратами. И совершил отчаянный поступок, спрыгнув с катера в море, откуда пираты его тут же выловили. Но на героя не тянул никак. И на руководителя тоже, потому что никак не обезопасил свою команду. Он был просто заложник. И смерть ему вряд ли грозила, потому что для пиратов он был лакомым куском, предметом для выкупа. Поэтому Хэнксу было особенно нечего играть.
Свой актерский талант Хэнкс обнаружил только в финальном эпизоде, который даже не был предусмотрен сценарием. По сценарию в финале спасенный Филлипс должен был на военном корабле встретиться с вожаком пиратов Мусе и, очевидно, побеседовать. Но настоящий капитан настоящего эсминца, где все это должно было происходить, отчетливо объяснил режиссеру, что такого быть не может, и сцена фальшива. К моему удивлению, Гринграсс согласился и снял импровизированный эпизод, где спасенного Филлипса осматривает деловитая военно-морская врачиха. Вот тут Хэнкс так потрясающе сыграл человека, находящегося в шоке, что все, как один, критики об этом упоминают с восторгом.
На критике следует остановиться особо. Некоторые рецензии вызвали у меня просто отвращение, потому что они пытаются «объяснить», а на самом деле оправдать пиратов. При общей тенденции нынешних американских левых — «понять» и пожалеть преступников — удивляться тут нечему. Но противно.
Ребекка Кигэн пишет: «Гринграсс хотел показать пиратов как жертв экономического угнетения. Сцена в Сомали, где множество людей претендуют на место в пиратской лодке, намеренно сделана похожей на сцену с докерами в фильме «На берегу». Правда, рецензент не поясняет, что в старом фильме Элиа Казана «На берегу» докеры боролись за место на работе, а не за право разбойничать. Кеннет Теран расточает похвалы «героическому шкиперу» и его «ежедневному героизму», а про пиратов пишет следующее: «Мы понимаем, почему так поступают эти обездоленные бывшие рыбаки, не имеющие надежд на будущее и находящиеся под пятой у вооруженных, опасных военных правителей их местности. Фильм не оправдывает пиратов, но хочет, чтобы мы увидели, как эти люди играют роли, которых они никогда не выбрали бы добровольно».
Уж и не знаешь, чему тут больше удивляться — лицемерию или глупости. Разумные люди говорят о причинах пиратства другое. В статье «У пиратства не будет счастливого голливудского конца» (11 октября 2013, «Лос Анджелес таймс) специалист по Африке Дж. Питер Фэм называет главной причиной распад государственной власти в Сомали (последнее настоящее правительство там обрушилось двадцать лет назад), полное отсутствие закона и порядка. Пока за похищенных пиратами людей платят 5-миллионные выкупы, а пойманных пиратов, как правило, не судят или выносят им «смехотворные» приговоры, пиратство «будет оставаться серьезной помехой экономике, политике и безопасности всей международной системы». Не стоит забывать, что в 2011 году пираты опять захватили американское судно — яхту, и на этот раз убили ее владельцев. И что в обстановке безнаказанности в Сомали все больше распоясывается террористическая исламская группа «Шабаб», недавно совершившая налет на торговый центр в Кении.
Наконец, если обратиться к фактам, то героизм капитана Филлипса имеет скорее голливудское происхождение. Половина команды «Алабамы» после всех событий подала в суд на компанию «Мерск». Тем же, кто в суд не подал, кинофирма «Сони» заплатила по пять тысяч и дала подписать контракт о неразглашении, по которому они не имеют права публично рассказывать о том, как развертывались события. Главная претензия возбудивших иск — что капитан, назначенный на судно всего за неделю до рейса, грубейшим образом нарушил инструкции Международной Организации Мореплавания по безопасности. Там требовалось, чтобы при подходе пиратов корабль полностью обесточили, а команда заперлась внизу. Этого сделано не было. В фильме показано, как Филлипс проводит антипиратскую учебную тревогу. На самом деле он провел тревогу противопожарную. На борту капитан получил семь и-мейлов с предостережениями и указаниями держаться не ближе 600 миль от побережья Сомали. Он этим пренебрег. «Алабама» шла в 240 милях от берега. При нападении команда была растеряна, не знала, что делать. Подлинным героем и руководителем оказался главный механик Перри, который в фильме показан лишь мельком. На экране Филлипс говорит пиратам: «Если хотите стрелять, стреляйте в меня!» Это ложь, ничего подобного он не произносил. Ложь и то, что он якобы сам предложил себя в заложники.
На суде Филлипс выступал свидетелем в защиту «Мерска», говорил, что о плане безопасности ничего не знал. Адвокат команды сообщила, что на их настоятельные просьбы отойти дальше от берега Филлипс отвечал, что пиратов не боится, а дальнее расстояние все равно от них не спасет.
То, что моряки говорили про Филлипса малоприятные вещи — что с ним никто не хотел плавать из-за его давней репутации надутого и нетерпимого к чужому мнению человека — можно, конечно, считать сведением личных счетов. Но вот мне попалось на глаза интервью с капитаном уже после выхода фильма, где он говорит: «Когда нас с Томом Хэнксом познакомили, я сказал ему, что если он хочет меня сыграть, ему надо несколько прибавить в весе и в красоте, но он не сделал ни того, ни другого». Даже если это шутка, то она оставляет желать лучшего. Не потому ли на многих фотографиях, где они сняты рядом, капитан сияет довольной улыбкой, а улыбка Хэнкса напоминает натужный оскал?
На сайте «Гнилые помидоры» фильм поддерживают критики и зрители поровну — по 94 процента.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий