В американском журнале “Нью Йоркер” журналист Сеймур Херш сообщил о том, что американские спецгруппы ведут разведывательные операции на территории Ирана, выявляя ядерные и военные объекты для возможных ударов с воздуха. Из этого журналист делает вывод, что Иран является следующей стратегической мишенью США в глобальной стратегии демократизации Ближнего Востока. Насколько опубликованное журналистское расследование соответствует истине — это останется на совести не столько самого автора, сколько журнала, опубликовавшего статью. Во всяком случае, сами иранцы никаких американцев у себя не нашли. Но какова реакция на эту публикацию американских экспертов?
Профессор-политолог из университета Вилланова в Пенсильвании Хафез Малик считает, что публикация в журнале “Нью Йоркер” может в большей или меньшей степени повлиять не только на американо-иранские отношения:
— Это может как-то отразиться на выборax в Ираке, где Иран имеет немало своих сторонников среди шиитов. И шииты знают, что они на пути к власти в Ираке, что они получат пропорциональное большинство в парламенте и в правительстве. Но как бы ни провоцировали сунниты гражданскую войну, шииты в данный момент на это не пойдут, позднее может быть. Публикация в “Нью-Йоркере” конечно же подвергает жизнь американских разведчиков в Иране особой опасности, ещё больше накаляет обстановку в районе Персидского залива. Сообщение журналиста о том, что в разведывательных операциях США тесно сотрудничают с Израилем будет способствовать ещё большему анти-американизму в мусульманском мире. Более того, Вашингтон может закрыть глаза на превентивный удар Израиля по иранским ядерным объектам. Я не осуждаю ни автора статьи, ни журнал, опубликовавший эту статью, даже если время для публикации спорное. Журналист делает своё дело, если только он публикует правдивые сведения. Но я не думаю, что США готовы к каким-то силовым мерам против Ирана. В крайнем случае, Вашингтон предпочтёт, чтобы всё было сделано руками Израиля, который, как и США, естественно, очень обеспокоен стремлением Ирана получить ядерное оружие. Американская администрация, я думаю, не будет возражать, если Израиль сделает в Иране то, что когда-то сделал в Ираке.
— Верите ли вы, что силовое давление на Иран поможет в борьбе против терроризма?
— Я всегда считал, что Соединённым Штатам не следовало вводить войска в Ирак. Если вы хотите уничтожить терроризм, то воевать надо против террористов, а не против государств. Хаос, возникший после вторжения, оказался благодатной почвой для распространения терроризма. С этой точки зрения война против Ирана тоже не принесёт пользы.
А вот, как ответил на мой вопрос профессор Бостонского университета, бывший дипломат в ранге посла Чарлз Данбар:
— Следует оговориться: “Если это правда”. Правда ли это — покажет время. Второе, что очевидно: США не умеют хранить свои тайны. Раскрытие государственных, военных, дипломатических секретов — часто результат политических игр в Вашингтоне. В-третьих, возникает вопрос, насколько продуктивны разведоперации типа той, что описывает журналист Сеймур Херш в “Нью-Йоркере?” Все мы понимаем, что шпионаж существовал во все времена, что разведка и контрразведка разных странах существует и действует. Агенты США работают в Иране, точно так же, как агенты Ирана работают в США. США, весь западный мир и соседи Ирана, естественно, хотят знать, как далеко зашёл Иран в своих ядерных программах. Учитывая ошибки, допущенные нашей разведкой в Ираке, администрация Буша хочет получить более точные и достоверные сведения о разработках оружия массового уничтожения в Иране. Естественно, что мы должны быть готовы, в том числе и в военном смысле, к любому повороту событий, в частности, к тому, что дипломатический нажим на Тегеран и переговоры европейцев с Ираном ни к чему не приведут. Очевидно и то, что президент Буш очень серьёзно относится к войне против терроризма и поэтому не может допустить, чтобы у Ирана оказалось ядерное оружие. Я, как бывший дипломат, в принципе, против того, чтобы разглашались наши секреты, потому что тайные операции, как вы понимаете, становятся менее эффективными, если об этом сообщается в печати. И будет очень жаль, если в результате, операция провалится, и это будет стоить жизни её участникам.
Добавить комментарий