Киев в огне
Прежде чем говорить о фильме, посвященном Тимофееву-Ресовскому, несколько слов об Украине.
Всегда считала ее частью своей страны. Дедушка с материнской стороны – из-под Полтавы. Родители родились в Харькове.
Больно за родной для всех нас Киев, «матерь городов русских» – что бы ни говорили сегодня об этом выражении с той и с другой стороны.
Больно за чудо-город, город-красавец, в котором в мирное время гибнут люди, горят дома, уничтожаются красота и история.
Причина всего случившегося видится мне не столько в экономической неустроенности народа, сколько в аморальности власти. За таких правителей народу стыдно.
Юлия Тимошенко, ставшая политической узницей, - всем и сразу было понятно, что президент хочет от нее избавиться как от политического противника и конкурента. Непонятно, почему, несмотря на всю происшедшую бучу, она сидит до сей поры...
Поведение главы государства в вопросе о Евросоюзе было настолько позорным, таким непоследовательным, так хорошо просматривалось желание продаться подороже, урвать побольше, что в результате было устроено всеевропейское шутовское шоу, лицезрея которое украинцы не могли не чувствовать своего публичного унижения, насмешки над собой всего мира...
Власть, ради своих интересов приносящая в жертву национальное достоинство, сама провоцирует народ на выступления...
Увы, не вижу в сегодняшних предводителях оппозиции людей, наделенных моральным авторитетом. А это значит, что кризис не разрешен и в любом случае, придут ли обе стороны к соглашению, решится ли власть на репрессии, он будет тлеть.
Жаль, очень жаль!
***
Расследование Елены Саканян: документальная трилогия о Тимофееве-Ресовском
Первый фильм из трилогии о Тимофееве-Ресовском был снят в 1988 году, за четыре года до реабилитации ученого, последний в 1991 - за год до реабилитации.
Уверена: не было бы этих фильмов – и российская Фемида еще не скоро бы собралась реабилитировать ученого, вполне возможно, что и вовсе бы не собралась.
Фильм явил собой такую концентрацию архивных свидетельств, такую мощную энергию сочувствия и сомыслия Николаю Владимировичу, а также такое бешеное противодействие восстановлению его доброго имени, что одним из подлинных его героев по праву можно назвать автора этой удивительной документальной ленты, режиссера Елену Саканян.
О ней, Елене Саканян, к 70-летию которой приурочен показ трилогии, скажу особо. Выпускница Ереванского биофака, в юности услышавшая лекцию Тимофеева-Ресовского, она заразилась любовью и страстью.
Любовью – к удивительному, мирового класса ученому, чья научная и человеческая судьба сложилась трагически.
И страстью – к правде, побудившей ее закончить режиссерский факультет ВГИКа и начать снимать фильм-расследование, посвященный тогда еще «невозвращенцу» и «изменнику» генетику Тимофееву-Ресовскому.
Снимать его Елена начала аж в 1978 году, за девять лет до появления повести Даниила Гранина «Зубр», также сыгравшей важную роль в реабилитации ученого.
Фильм о Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском, его жене Елене Александровне, их сподвижниках и друзьях, доброжелателях и злопыхателях... отнял у режиссера не только годы жизни, но и страшно много сил и энергии.
Ее сотрудница, звукорежиссер, рассказывает: «Вы не знаете, что она выдерживала... Фильм просто не пускали!»
Сильная, молодая, невероятно талантливая, Елена Саканян умерла в 2003 году, не дожив до 60.
Остались ее картины, снятые на Центрнаучфильме, и одна из них, о Тимофееве-Ресовском, на мой взгляд, просто замечательная.
Но прежде чем рассказать о своих впечатлениях от ленты, пунктирно прочерчу биографию ученого-генетика.
Ровесник 20–го века, дворянин по происхождению, сражавшийся в Красной армии, он разрабатывает новую революционную науку генетику в годы ее взлета в Советской России, у него великие учителя, профессора Кольцов и Четвериков. Увы, совсем скоро генетика будет объявлена "лженаукой" и ее заменит "лысенковщина".
С 1925 года, по рекомендации своих учителей, Николай отправляется в Германию, в институт мозга в Бухе, под Берлином. В 1937 году Кольцов через кордон передает своему ученику письмо: «Пока не возвращайтесь». К тому времени три брата Николая были уже арестованы в сталинской и "лысенковской" России.
Вплоть до падения фашистской Германии в 1945 году ученый с женой и со своей интернациональной группой работал в Бухе. Здесь же погиб его старший сын Дмитрий (по-домашнему Фома-Фомочка), вступивший в антифашистскую группу и заключенный в Маутхаузен.
В 1946 году Николай Владимирович был арестован советскими властями, обвинен в «измене родине» и сослан в лагерь на 10 лет. Умирающего от пеллагры, его перевели в шарашку, где он возглавил работы по радиационной безопасности (СССР замышлял тогда создание атомной бомбы), потом была работа в Свердловске, Обнинске, с 1969 года в Московском Институте медико-биологических проблем.
Все это время, несмотря на выдающиеся достижения, ученый был «невыездным», на нем было клеймо «изменника», недоброжелатели, которым претили его свободные манеры, яркость и неординарность личности, делали все, чтобы помешать его реабилитации.
В 1981 году ученого не стало. Однако Елена Саканян успела заснять уникальные кадры с живым Тимофеевым-Ресовским. Они проходят через все три фильма, эти кадры, где немолодой уже ученый поет, танцует, да как поет, как танцует! Никогда не слышала такой песни – «Мать-Россия», исполняет он ее низким густым голосом, с грустью-тоской, очень по-народному.
А еще звучит в этом фильме казачий хор Жарова – наконец-то я услышала легендарный этот хор, в 1920-е годы выступавший в Европе, а после Второй мировой обосновавшийся в Соединенных Штатах. Потрясающие басы-октависты, подпевающие великому Шаляпину в «Кудеяре-атамане», а вот «Калинку» солист хора запевает высочайшим фальцетом, куда там Краснознаменному...
Через все три фильма проходят кадры-метафоры, кадры-символы: муравьиная куча и мощный одинокий зубр, продирающийся сквозь чащу. Зоолог говорит, что зубр, в отличие от бизона, не поддается приручению и не терпит ярма. Он обладает чувством собственного достоинства.
Рассказ-расследование ведется в Москве и в Бухе, в Сибири и в Америке. Опрашиваются свидетели: об отце говорит младший сын Андрей, живущий в сибирской глубинке (до чего же хорош даже сейчас!), бывшие сотрудники лаборатории в Бухе (один француз называет шефа «антифашистом», памятуя об его свободных антигитлеровских взглядах), российский соратник и друг ученого Владимир Эфроимсон, вместе с Зубром боровшийся с лысенковщиной, ученик Николая Владимировича чудесный Симон Шноль, много унаследовавший от великого учителя, немецкие ученые, не нашедшие «материалов» на ученого в фашистских архивах, и молодая писательница из Бостона, обнаружившая, что Тимофеев-Ресовский во время войны спасал евреев...
Кто им противостоит? Генетик академик Дубинин, биолог Иогансон, писатель Владимир Бондаренко, печатавший статьи об «изменнике» в журнале «Наш современник». Их доводы один за другим разбиваются в ходе тщательнейшего трехсерийного расследования.
В фильме есть кадры удивительные. Вот Александр Мень, чей светлый облик даже как-то не вяжется с российской жизнью, говорит о Тимофееве-Ресовском, которого он исповедовал перед смертью: «Подобные люди рождались в эпоху Возрождения». А вот кадры похорон самого Меня, убитого топором среди бела дня... Камень на площади Дзержинского в память жертвам террора и тысячи людей вокруг...
Тимофеев-Ресовский свою смерть предчувствовал. За день до того как лег в больницу, собрал у себя на вечеринку бывших сотрудников – отмечал свое 80-летие, - пел, танцевал, потом отозвал в уголок Симона Шноля и сказал: «Вспоминайте».
Фильм нужно смотреть, он рассказывает об уникальной личности, которую трудно забыть...
Тимофеев-Ресовский. 1. Рядом с зубром
Тимофеев-Ресовский. 2. Охота на Зубра
Тимофеев-Ресовский. 3. Герои и предатели
***
Борис Христов на канале КУЛЬТУРА
Рада, что есть возможность послушать этого уникального болгарского певца-баса.
Представляет его профессор консерватории, пианист Михаил Воскресенский, человек обаятельный и наделенный тонким вкусом.
Мне понравилось, что он не называет Христова современным Шаляпиным, а говорит, что тот временами становится вровень с великим русским басом. И это истинная правда.
Игры классиков. Борис Христов
***