Юля и Алексей
Перед женским праздником не хочу о грустном и тяжелом, которого так сейчас много в политической жизни.
Отмечу отрадное: продолжается антикоррупционная деятельность команды Навального.
Самого Алексея посадили под домашний арест, запретив общаться с миром, пользоваться телефоном и компьютером... Запретили, естественно, незаконно, но как с этим поборешься?
И вот вчера на ЭХЕ МОСКВЫ я прочла пост, написанный командой Алексея и его женой, Юлей. Им пока писать можно.
И пост получился замечательный, острый, с юмором, как обычно у самого Навального, с точными формулировками...
Юля не подвела, подняла упавшее было знамя, молодчина!
Так что мое вступление тоже получилось во славу Женщины.
***
Нет смерти для меня
Документальный фильм на канале КУЛЬТУРА «Нет смерти для меня», режиссер Рената Литвинова, 2000 год. В свое время я этот фильм пропустила, так что смотрела три дня назад в первый раз.
Несколько слов о самой картине. Это первая режиссерская работа Ренаты Литвиновой, и работа, на мой взгляд, удачная. Да и грешно на эту тему, работая с таким благодатным «материалом», сделать плохо. А тема – судьба актерская и житейская – старейших и прекраснейших актрис нашего киноэкрана: Татьяны Окуневской, Лидии Смирновой, Веры Васильевой, Татьяны Самойловой и Нонны Мордюковой.
Стало быть, «материал» - это они, в свои годы все еще молодые и привлекательные, их размышления, их ответы на вопросы, их комментарии. Фильм сделан монтажно: коротенький кусочек с одной из пяти, сменяется столь же коротеньким фрагментом с другой, и так по кругу, вопрос за вопросом. В таком построении есть динамика, есть возможность сопоставления индивидуальностей, ответов, манеры, но нет глубины, нет «продленного мгновения», нет вглядывания в персонаж.
Однако даже и на том уровне, на каком картина задумана режиссером (а фильм Рената делала в возрасте Христа, в 33 года), искра безусловно высекается, смотреть фильм интересно. В самом начале покоробил меня авторский текст, в котором звучало, как страшно было молодой кинематографистке приближаться «к этим дивам тоталитарного периода, почти монстрам». Ну да потом таких слов уже не было, «монстры», как и следовало ожидать, оказались милыми и душевными женщинами, ценящими внимание к себе и платящими за него своим расположением. О чем же картина?
На поверхности вполне ожидаемый сюжет: вознесенные успехом, поклонением, талантом на самый верх, в старости актрисы одиноки, покинуты, просто несчастны.
Личная жизнь сложилась практически у одной Веры Васильевой (ах, какие ямочки у актрисы! И как подходят к ней ее же слова: «Не нужно огорчать своим видом своих зрителей»), но и она призналась, что вышла замуж после неудачного романа, который мог стоить ей жизни.
Нонна Мордюкова так и не разлюбила свою «первую любовь», первого мужа Вячеслава Тихонова.
И Татьяна Окуневская и Лидия Смирнова, и Татьяна Самойлова доживали дни в одиночестве.
Да и с детьми не сложилось: сын Нонны Мордюковой и Тихонова стал наркоманом, погиб в сорок лет, сын Татьяны Самойловой, уехал за рубеж, с матерью не знается...
Надо сказать, что меня в картине больше волновало другое, а именно: то, как «предъявляли» себя актрисы молодой и несколько бесцеремонной Ренате Литвиновой, что хотели они донести до зрителя. Удивительные получились портреты.
Красавица в свои почти девяносто, Окуневская блестяще играла неотразимую светскую даму (дворянка и дочь офицера, она прошла через сталинский лагерь, сохранив красоту и невозмутимость). На вопрос о «поклонниках» ответила с наивной улыбкой: «Во-первых, мне через три года 90 лет», и - выдержав паузу: «Во-вторых, они есть».
А Татьяна Самойлова... как настойчиво она повторяла, что главным для нее всегда была работа, что она все еще ждет для себя ролей. И какой «безнадегой» веяло от Лидии Смирновой, корившей себя за многое: в жизни было много компромиссов, мужа не любила, была ему неверна, стала бездетной «из-за какой-то паршивой роли»...
Заглянула я в Интернет – и увидела, что долгие годы у Лидии Смирновой длился роман с Исааком Дунаевским. Умерла актриса в 2007 году в возрасте 94 лет, причем день ее смерти совпал с годовщиной смерти замечательного композитора. Согласитесь, в этом что-то есть.
Больше всех, конечно же, поразила Нонна Мордюкова. Казачка с Дона, дочь женщины-председателя колхоза, Мордюкова негодовала на Сергея Герасимова, не давшего ей сыграть «ее» роль, Аксинью в «Тихом Доне».
Про Элину Быстрицкую, актрису, эту роль перехватившую: «Неземной красоты женщина. Однако сыграла не так, казачки не целуются – не заведено у казаков. Казачка вместо этого так посмотрит...». И посмотрела – и я подумала, что с этой актрисой драгоценен каждый кадр, ибо она актриса каждой частичкой своего существа, актриса - в хорошем смысле – во всех жизненных проявлениях.
Как хорошо, что на память потомкам останется этот фильм, запечатлевший «уходящую натуру»: нет уже сегодня ни Окуневской, ни Смирновой, ни Мордюковой.
И как бы хотелось, чтобы внимание режиссеров обратилось к таким талантливым актрисам, как Юлия Борисова, Алиса Фрейндлих, Ольга Яковлева... Уверена, им есть что рассказать.
"Нет смерти для меня"
***
Этель Лилиан Войнич на канале КУЛЬТУРА
Не совсем понятно, почему этот фильм прошел в рубрике «Гении и злодеи».
Этель Лилиан Войнич для нас, бывших советских, «автор одного романа», правда такого, который переворачивает жизнь. Я говорю об «Оводе». О популярности книги свидетельствует то, что по ней было сделано три экранизации – в 1928, 1955, 1980 годах. Первую и последнюю экранизацию я не видела, а вторую, с Олегом Стриженовым в роли Овода, Артура Бертона, забыть невозможно.
До сих пор помню сильнейшее потрясение от сцены в тюрьме: объяснение Артура с отцом, кардиналом Монтанелли, в исполнении Николая Симонова. Итальянские священники не могут иметь семью, кардинал «согрешил», его сын был плодом «незаконной любви». Оба - Стриженов и Симонов – играли в высшей степени трагедийно.
В фильме о Войнич актер Андрей Харитонов, сыгравший Овода в последнем фильме, силится доказать, что время героев прошло и Овод, в его представлении, вовсе не герой. Не знаю, не знаю. Понимаю, что живем мы во времена не героические, но героев возьму под защиту. Нужны они. Сознание, что есть такие люди, очищает душу и дает силы для жизни. Да и необходим он, героический пример, для молодых, чтобы не зачерствели, не закоснели их души, не удовлетворились деланьем карьеры, добыванием жизненных благ...
Фильм рассказывает о непростой судьбе писательницы, родившейся в Ирландии и закончившей свою долгую 96-летнюю жизнь в Америке.
Нет, недаром ее роман так популярен был в России, выдержал 100 изданий с первой публикации в 1898 году.
Писательница прекрасно говорила по-русски, провела в России два года, работая гувернанткой, участвовала в революционном движении. В фильме говорится об ее драматической любви к революционеру-народнику Степняку-Кравчинскому.
Смотря фильм о Войнич, я вдруг вспомнила, что в юности читала еще один ее роман «Сними обувь твою» - и образ Беатрисы, героини книги, меня тогда поразил. Нашла этот роман в Интернете и читала его весь вчерашний вечер.
Удивительный женский характер создала Войнич, я таких в литературе не встречала. Наверное, кое-что для своей необычной героини Этель Лилиан взяла из жизни своей матери, женщины неординарной, занимавшейся математикой и греческим языком.
Но многое наверняка идет от самой Войнич, очень уж «лично» написано. Почему-то этот последний роман, созданный в 1945 году, успеха не имел. Войнич так и осталась в сознании читателей «автором одного романа». Говорят, что и у львицы рождается только один детеныш, но этот детеныш – лев.
"Этель Лилиан Войнич"
***
Фильм-концерт Анны Герман на канале КУЛЬТУРА
Эту певицу нужно причислить к исполнителям «легкого жанра», ибо она пела песни. Но песни в ее исполнении преображались.
Конечно играл свою роль голос – такой красоты, чистоты и изящества, что трудно было не заслушаться. Но все же выделю еще одно – интонацию, манеру.
Вот, казалось бы, обыкновенный шлягер Шаинского (слова М. Рябинина) «Когда цветут сады». Слышала я его в другом исполнении – ничего особенного, а у нее... Это же нужно так спеть, что понимаешь: пусть он встретил другую, сбежал перед свадьбой, а все равно любовь-то была и сады-то цвели. Цвели сады – и было счастье. И этого у бывшей невесты не отнять. А вот у него ничего не осталось, так как его новая любовь оказалась «черешней скороспелою». Нет, не жалобно поет Анна эту грустную по содержанию песню, а победительно. И ей веришь.
А другую - «Колыбельную» (муз. М. Блантера, слова М. Исаковского) поет словно для своего мальчика, Збышека, родившегося у нее так поздно (ей было 39) и так рано ее потерявшего. Анна Герман ушла из жизни в 46 лет.
А ее удивительный голос... он остался с нами.
С наступающим праздником, милые женщины! Мне кажется, назвав нас «лучшей половиной человечества», мужчины отнюдь нам не польстили, а выразили «объективную истину».
А вы как думаете?
Анна Герман. «Когда цветут сады»
***