Полгода назад известная компания «Аутодеск» (Autodesk) открыла на первый взгляд странную лабораторию на 9-м пирсе в Сан-Франциско на берегу залива. В двухэтажном здании находятся самые современные объемные принтеры (3D-printers), промышленная кухня, точнейший прибор для дозирования потока воды (precision water jet cutter), мастерские по дереву и металлу и многое другое оборудование для проведения исследовательских и конструкторских работ. Внутри этой лаборатории есть отделение, где Эндрю Хэссел (Hessel) и его команда конструкторов, программистов и ученых работают над, пожалуй, самым амбициозным проектом современности. Они разрабатывают софтвер (программное обеспечение) и приборы, которые позволят сконструировать и воплотить в «кровь и плоть» такие простейшие организмы, как вирусы, бактерии и даже человеческие органы.
50-летний канадец Эндрю Хэссел одержим новым направлением современной науки — синтетической биологией. С 1995 по 2002 годы он работал в знаменитой фармацевтической компании Amgen, где вместе с коллегами участвовал в расшифровке генома человека (последовательности молекулы наследственности ДНК). В конце концов, когда геном был раскодирован, и компания занялась разработкой лекарств, а единственной целью исследований стало, как сделать соответствующие лекарства дешевле, — ему эта работа наскучила, и он уволился.
В 1999 году Хэссел узнал, что одна из исследовательских групп сумела модифицировать струйный принтер, так что он мог синтезировать маленькие сегменты молекулы ДНК. Тогда-то он и понял, что у нового направления синтетической биологии большое будущее. В течение последующих 10 лет он объездил Северную Америку, встречался с учеными и биохакерами. Хакеры — это не только киберпреступники, это все те, кто увлечен написанием сложнейших и уникальных компьютерных программ.
Цель Хэссела состояла в решении задачи, в какой-то степени обратной расшифровке генома человека. «Клетки подобны крошечным компьютерам, а ДНК подобна софтверу (программе)», — говорит Хэссел. Сегодня, создавая соответствующий софтвер для объемных принтеров, можно синтезировать ДНК. В нескольких университетах уже смогли воссоздать бактерии, которые могут избирательно атаковать и обезвреживать раковые клетки еще до того, как те начнут производить в организме токсичные ферменты, следствием которых и является смерть человека.
Каждая опухоль имеет свою ДНК. Задача группы Хэссела — создать средство прямого воздействия на клетки, несущие конкретный генетический маркер. То есть, Хэссел разработает лекарство, которое воздействует на уникальную для данного больного раком молекулу ДНК. И поскольку такое лекарство работает только на одного конкретного больного, нет нужды ждать годы на проведение клинических испытаний на людях и утверждения нового лекарства FDA (Федерального управления по пищевым продуктам и лекарствам).
Вирусы, которые избирательно атакуют определенные раковые клетки и которые называются «онколитики» (Oncolytic viruses) хорошо изучены. Теперь дело за искусственным созданием таких вирусов. Для этого не нужны ни фармацевтические компании, ни даже обыкновенные биологи. Это задача новейшего направления высоких технологий — синтетической биологии.
Конечно, как и у всякого нового блага, созданного наукой, есть опасность использования его и против самого человека — так было, например, с открытием радиоактивности. Ведь можно воссоздать вирусы, которые в прошлом вызвали пандемии. Например, воссоздать вирус испанского гриппа, от которого в 1918-1919 годах умерло 20 млн человек, или создать вирус который избирательно убьет конкретно данного человека, если у вас имеется анализ его ДНК. А получить образец для анализа ДНК можно и без согласия человека, например, выкрав чашку, из которой он пил в кофейне кофе. Меры безопасности против такого развития событий принимаются уже сегодня, и можно надеется, что синтетическая биология принесет больше пользы, чем вреда.
Полностью статья опубликована в бумажной версии журнала «Чайка» (№7 (1-15 апреля 2014 г.)