Немного о чести и достоинстве
У Максима Ликсутова кое-что выросло. Первое, что выросло у заместителя мэра Москвы по делам транспорта и развития, - это аппетиты. Он затребовал от сидящего под домашним арестом оппозиционера Алексея Навального, обвиняющего его в коррупции, три с половиной миллиона рублей (увеличив первоначальную сумму больше чем в два раза) – в случае удовлетоворения судом его, Ликсутова, иска «о защите чести и достоинства». Вы думаете, подорожание связано с ростом его чести и достоинства? Сомневаюсь.
А вот что сомнений не вызывает, так это полная уверенность заммэра в будущем решении суда. Больше чем двоекратное возрастание этой уверенности навевает подозрение, что уже и гарантии получены.
Да и как иначе? Разве бывает, чтобы государство-коррупционер с помощью коррупционного суда не защитило своего верного члена?!
Вл. Вульфович Жириновский предъявляет сегодня, 3 июля 2014 года, в суде иск Александру Минкину и МК «о защите чести и достоинства». Самое интересное, что их наличие у г-на Жириновского, хоть и косвенно, подтверждают весьма респектабельные и ответственные люди.
Прочитала недавно, что ректор Московского университета Садовничий «ничего не имеет против Жириновского на должности завкафедрой социологии и международных отношений МГУ» (новости, 27 июня 2014).
В связи с чем подумалось: может, потому и образование в России упало ниже плинтуса и международные отношения в полнейшем расстройстве?!
***
Чеховский «Дядя Ваня» в постановке Андрея Михалкова-Кончаловского на канале КУЛЬТУРА
Обычно говорят, что фраза «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» принадлежит Чехову. Это не так, ее говорит чеховский герой, доктор Астров.
Похожая ситуация с другим известным высказыванием «Человек...- это звучит гордо», которое приписывается Горькому, но у него ее произносит персонаж пьесы «На дне» Константин Сатин.
И Астров, и Сатин – люди сильнопьющие, при этом оба близки своим авторам, едва ли не их alter ego.
В показанном в конце июня на канале КУЛЬТУРА спектакле «Дядя Ваня» (запись постановки Театра имени Моссовета 2010 года) близость Михаила Львовича Астрова к Антону Павловичу Чехову проявилась для меня весьма отчетливо, намного отчетливей, чем в давнем одноименном фильме того же режиссера (1970).
Интересно сравнить впечатления от этих поразительно не похожих работ.
Фильм не пересматривала миллион лет, помню, что очень понравился, что в нем безусловно «звездил» Иннокентий Смоктуновский в роли дяди Вани, Астров в исполнении Бондарчука запомнился положительным и основательным, Зельдин - профессор Серебряков, был настоящим «дореволюционным профессором», в меру бездарным и в меру капризным, а две женщины, одна из которых красавица-жена профессора Елена (Ирина Мирошниченко), а вторая – его дочь от первого брака с умершей Верой Войницкой - некрасивая Соня (Ирина Купченко), – вели свои роли на равных, не перетягивая каната и сохраняя баланс.
Больше всех жаль было дядю Ваню, фильм говорил о загубленной жизни и утраченных иллюзиях «русского гения», потратившего все силы на нудную и пустую работу во имя фальшивого кумира – профессора.
И вот новое прочтение, спустя 40 лет, причем не в кино, а на театре.
Прочтение очень современное по оформлению: на заднике сцены проходят кадры сегодняшней мегаполисной жизни. Вспоминается американский фильм «Дядя Ваня с 42 улицы», где действие просто перенесено в современность.
И есть тому предпосылки: чеховские герои все время говорят о будущем, о том, что будет «через двести лет». Еще новое из мира кино: перед началом каждой части спектакля (четыре действия пьесы разбиты на две части) из-за кулис выходит помощник режиссера - и по его знаку сцена оживает. Но главное не в этом. Главное в том, что спектакль перестал быть «отходной по дяде Ване», да и вообще дядя Ваня занимает в нем совсем не «титульное место», на это место уверенно претендует герой Александра Домогарова – доктор Астров.
Изящный, красивый, подвижный, интеллигентный, занимающийся живописью, лечащий и заботящийся о лесах, любящий женщин и любимый ими, но не спешащий завести семью... Чехов?
Очень, очень похож. И даже то, что сильно пьет не меняет впечатления, русская жизнь располагает к пьянке, а великим не чуждо ничто человеческое, «пока не требует поэта...».
Домогаров играет тонко, нервно, пластично, вот он пьян – пил на наших глазах стопку за стопкой, язык начал заплетаться, но появляется Соня – и он спешит убраться с глаз, пробормотав: «Извините, я без галстука».
Второй «главный» участник спектакля – Соня, ее играет жена режиссера, Юлия Высоцкая. Играет на пределе возможного, ее дуэт с Домогаровым – самое сильное место в спектакле, его сердцевина. Нет, Михаил Львович Астров Соню «как женщину» не любит, его влечет красота, но как в ночном с нею разговоре раскрывается его душа, когда Соня «за компанию» выпивает первую в жизни стопку водки.
Соня у Высоцкой «работяга», тянущая на себе дом, нелепо завязанный платок прячет от всех ее волосы – а ведь именно красоту волос отмечает у нее Елена Андреевна. Прячет самое красивое? Показательная черта. В этом вся Соня. А красоту души увидит, увы, не всякий.
Дядя Ваня прекрасно и очень человечно сыгран Павлом Деревянко. Сыгран в трагикомическом ключе. Он печальный Пьеро, поздно осознавший, что жизнь прошла без любви, без радости и без счастья.
Его обвинения против Серебрякова кажутся слегка безумными, а сам он почти свихнувшимся - и тут вспоминаешь, что, когда эти же обвинения в лицо профессору бросал Смоктуновский, казалось, что он прав. Казалось, что профессор на самом деле не дал ему стать Шопенгауэром, Достоевским...
Правда, в спектакле и профессор другой – отчасти такой же комичный, как дядя Ваня. Александр Филлипенко играет эдакого «живчика», которому уже отказывает тело, но который еще не прочь попользоваться жизнью... за счет других.
Насколько я помню, фильм «Дядя Ваня» от земли не отрывался, мистических картин не содержал. В спектакле же есть два «видения» - в середине и в конце. Дядя Ваня в минуту прозрения видит свою умершую сестру – выходящую в белом, под чудесную мелодию виолончели (композитор Э. Артемьев).
И я подумала, что в пьесе у Чехова что-то подобное заложено. Астров говорит дяде Ване, что их положение безнадежно, но зато через двести лет их потомки будут счастливы и их, уже лежащих в гробах, «посетят видения». Соня в самом конце пьесы, утешая безутешного дядю, говорит, что после их смерти Бог сжалится над ними – и они увидят «жизнь прекрасную, прелестную». Тоже своего рода видение.
Странно, что в юности я не понимала всей трагичности и катастрофической безысходности такого конца. «Небо в алмазах» и «отдых» ожидают героев только после смерти. Да и ожидают ли? У Кончаловского проблематичность подобной концовки подчеркивается еще и открытым финалом. Соня – Юлия Высоцкая – становится на колени и вопрошает: «Мы отдохнем?» – у Господа? у зрителей? у самой себя?
После спектакля поневоле задумываешься о трагичности жизни человека и трагичности чеховских пьес. Оправдали ли потомки ожидания праотцов? Мы, живущие в 21-м веке, сможем ли предъявить «предкам» нашу счастливую жизнь? Посетят ли их обнадеживающие видения?
Пусть каждый ответит на эти вопросы сам.
Спектакль "Дядя Ваня"
***
«Белая студия» с Александром Домогаровым
Нужно сказать, что «Белую студию» с Александром Домогаровым я увидела раньше спектакля.
С некоторым удивлением услышала жесткие слова актера о самом себе: «средний сериальный артист».
Ведущая передачи, Дарья Спиридонова, с такой самохарактеристикой актера не согласилась.
После того как я увидела Домогарова в роли доктора Астрова, тоже скажу, что он артист отнюдь не средний – с большим потенциалом. А как этот потенциал проявится – покажет будущее.
***
25-летний союз с дирижером
Московский Государственный симфонический оркестр под управлением Павла Когана отпраздновал свой 25-летний союз с дирижером. С замечательным Павлом Коганом встречалась еще в Солт Лейк Сити, где он был приглашенным дирижером.
Из большого выступления оркестра выбрала легкую, очень «летнюю» польку Иоганна Штрауса. Обратите внимание, что на барабане играет женщина.
Иоганн Штраус. Полька «Анна»
***
Завтра, 4 июля, большой американский праздник – День независимости.
С праздником, друзья!!!
***