Два дедушки

Опубликовано: 22 апреля 2015 г.
Рубрики:

Армянское горе - безбрежное море,
Пучина огромная вод;
На этом огромном и черном просторе
Душа моя скорбно плывет.
Ованес Туманян (перевод Валерия Брюсова)

Совсем скоро, 24-го апреля 2015 года, армяне всего мира отметят трагическую дату - 100 - летие Геноцида. Полтора миллиона армян были убиты только за то, что они - армяне. Сотни тысяч изгнаны из Османской Турции, с земель, которые принадлежали им тысячелетиями. Прошлое никуда не делось, оно живет с нами в воспоминаниях выживших и их потомков.

Марина и Гарегин встретились в Ереванском политехническом институте семнадцатилетними. На пятом курсе поженились и живут вместе тридцать лет. А могли и не встретиться, если бы дедушка Марины Рачик и дедушка Гарегина Завен чудесным образом не спаслись бы от кровавой резни 1915 года. Марина и Гарик и не родились бы, не спаси матери, рискуя своими жизнями, дорогих сыновей. Дети, потому что Рачик и Завен были детьми, бежали из Карса - из ада, а детский ад - это когда убивают родителей на глазах у ребенка. Я не могу и не хочу поставить себя на место детей, которых прятали в сараях, чуланах, под кроватями от разъяренных, упивавшихся убийствами янычаров, я не могу представить страх, сковывающий детей, сдерживающихся, чтобы не закричать и не заплакать, когда падали на пол окровавленные папа и мама, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Я не хочу знать тот ужас, когда в недавно счастливом доме наступает зловещая тишина и никто не зовет со двора обедать и никто не журит за невыученные уроки.

Рачик и Завен, не зная друг друга, бежали вместе с сотнями тысяч таких же детей-сирот и взрослых, потерявших детей, родных, дома и Родину.

Рачику, девятилетнему мальчику, а может и нет, документов никаких не осталось , удалось спасти всех братьев и сестер, он был самым старшим, а значит и самым сильным. К своей спине он привязал трехлетних сестер-близнецов, а к спине пятилетнего брата годовалого ребенка. Братья бежали вместе со всеми к железнодорожной станции, там должен был быть поезд на Гюмри. Они успели. Обессиленного Рачика с детьми на руках в вагон через окно втаскивали русские солдаты.

В Гюмри в хаосе вокзала он потерял младших братьев. На другом поезде добрался до Тифлиса, где жили родственники. Сестричек, которых кормить было нечем, отдал в американский приют. Работал, а все свободное время проводил с близнецами. Их не уберегли. Однажды Рачику сказали, что они отравились некачественной пищей и умерли. Но Рачик не поверил. До последних дней он искал сестер, он надеялся, что их удочерили и увезли в Америку. Он верил, что они живы, что у них любящие родители и счастливая жизнь. Ведь нашел он своих братьев.

Да-да, вернувшись с фронта, пережив еще одну войну, он нашел их в Гюмри. Их воспитали достойные люди, у них были семьи и дети. Дети детей, выживших в аду.

Дедушке Завену было одиннадцать лет, когда ночью убийцы ворвались в дом. Мать вытолкнула его в окно и крикнула:"Беги быстро, чтобы тебя никто не догнал". Он бежал и бежал, не останавливаясь, всю ночь, он боялся, что если он остановится хоть на мгновение, над ним блеснет кривая сабля. Он бежал на звук поездов, бежал к железной дороге, чтобы по ней, ночами, пробираться на север, прочь из страны. На рассвете он увидел насыпь и железнодорожное полотно. Мальчик заплакал от горя и радости: никто из семьи не спасся, а он, как просила мама, добежал. До станции, где он найдет спасение, оставалось чуть-чуть. Силы оставили его, он свернулся калачиком и провалился в сон прямо на насыпи рядом с рельсами.

Дети есть дети. Им снится, что они летают, что отец подбрасывает их высоко в небо и ловит и прижимает к себе, им снится мама, пекущая лаваш, они раскидывают во сне руки, крутятся, перекатываются со спины на живот и обратно. Завену снился дом, живые мама и папа, как будто не было страшной ночи, как будто смерть - это глупые выдумки, и скоро вся семья сядет обедать за большой стол. Он повернулся на спину и во сне протянул руки к маме... В это время по рельсам промчался поезд, он отрезал мальчику правую руку.

Поезд был и смертью и спасением: это был санитарный поезд. Мальчика заметили, подняли, принесли в поезд, лечили, кормили, довезли до Эривани, и он выжил. С одной рукой тоже живут.

Спустя несколько лет случилось чудо. Завена нашла мама.

Рачик и Завен встретились на свадьбе внуков Марины и Гарегина в Ереване.

А могли бы раньше, много лет назад, в прекрасном городе Карсе, где на соседних улицах с вековыми платанами жили их счастливые семьи. Они встретились только семьдесят лет спустя. Они выжили среди миллионов невинно убиенных. Жизнь их была трудна, но прекрасна, как жизнь любого рожденного на Земле ребенка, которую никто не в праве отнимать.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки