Администрация Буша под сильным нажимом Конгресса призвала Китай поднять стоимость юаня. Именно в долговременной привязке китайской валюты к американскому доллару видят многие американские законодатели причину колоссального американского торгового дефицита с Китаем. Этот дефицит в 2004 году поднялся до рекордной суммы 162 миллиарда долларов, что составляет четверть общего торгового дефицита США.
Замминистра финансов США Джон Тейлор призвал Китай безотлагательно пустить юань в свободное рыночное плаванье. Уже десять лет цена одного американского доллара остаётся неизменной: 8,28 юаня. И это, несмотря на то, что импорт товаров из Китая в США постоянно возрастает, а с ним растёт и положительный торговый баланс с США, и растут темпы экономического роста в Китае. Всё это означает, что юань сегодня должен стоить намного дороже, чем 10 лет назад. За счёт недооценённой валюты китайские производители, как считают их американские коллеги, оказываются в гораздо более выгодном положении. Члены обеих палат Конгресса требуют от правительства США более решительной политики в отношении Китая. Недавно Сенат предложил законопроект, предусматривающий повышение пошлин на китайский импорт на 27,5%, если Пекин не изменит свою валютную политику. И хотя правительство США предупредило законодателей, что это явится нарушением правил Всемирной Торговой Организации и что могут последовать ответные меры со стороны Китая, сенаторы намерены поставить законопроект на голосование в июле.
К усилиям законодателей критически относятся американские эксперты по экономике и международной торговле.
Экономист Кристин Форб, член Совета экономических консультантов, заметила, что Китай сегодня стоит на пятом месте среди потребителей американских товаров, и что конфронтация, грозящая потерей такого рынка, противоречит интересам США, а также неверно сваливать потерю рабочих мест в США на Китай, в котором рабочая сила намного дешевле, чем в Америке, и поэтому многие американские предприятия размещают свои заказы в Китае.
Профессор экономики из университета Джонса Гопкинса Стив Хэнке говорит:
— Проблема, как её определяют в Вашингтоне, заключается в том, что в нашем астрономическом дефиците, более чем удвоившемся за последние 5 лет, виноваты не слишком большие расходы правительства и Конгресса, а нечестность торговых партнёров, прежде всего, Китая, с которым дефицит достиг 25%. Почему? Потому, будто, что китайцы искусственно занижают стоимость юаня. На самом деле, реальная стоимость юаня, с учётом инфляции американского доллара, мало изменилась за последние 10 лет и не занижена. Но даже если Китай проведёт переоценку юаня, даже если увеличит его стоимость на 25%, это не приведёт к снижению нашего торгового дефицита, а лишь переместит его в другие районы. Мы всё равно будем импортировать товары, если не из Китая, то из Японии, Южной Кореи, Индонезии, Малайзии, Мексики... Американские производители рассчитывают, что рост стоимости юаня понизит конкурентоспособность китайских товаров. Но мы-то от этого не выиграем. Освобождением юаня от привязки к доллару мы не добьемся ни снижения дефицита, ни возвращения рабочих мест в Америку, ни увеличения конкурентоспособности американских товаров. И, кроме того, повышение таможенных пошлин на импорт страны, члена Всемирной Торговой Организации, окажется незаконным.
Профессор Хэнке считает, что в системе международной торговли Китай в гораздо большей степени партнёр США, чем конкурент. А конкурирует Китай больше с Мексикой, Японией и другими странами в борьбе за американский рынок сбыта.
Трайвис Таннер из Никсоновского центра считает, что под давлением профсоюзов и ассоциаций предпринимателей американские законодатели в объявлении торговой войны Китаю идут по пути протекционизма. Но делается это не ради снижения дефицита, а ради внутренней политики, популярности у избирателей. Он замечает, что не только американские предприятия, но тайваньские, японские и прочие размещают свои заказы и строят свои филиалы в Китае. Трайвис Таннер прямо говорит, что обвинения Китая в нечестном ведении игры и в манипулировании стоимостью юаня несправедливы.
Ситуация в мире складывается так, что Китай в ближайшие годы может стать одной из сильнейших экономических держав. С этим нельзя не считаться уже сегодня. Грубым давлением на Китай и раньше трудно было чего-то добиться, а теперь тем более надо искать иные возможности договариваться.
Добавить комментарий