Нелегко было нашему медиуму вступить в беседу с духом человека столь блестящего ума и остроумия, однако, набравшись храбрости, он осмелился задать несколько вопросов, которые волнуют всех нас и сегодня. Вот запись их разговора:
М. – Уважаемый Учитель, начну с главного: как лучше использовать короткое время нашей жизни?
В. – Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.
М. – Итак, трудиться всю жизнь?
В. – Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека. Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.
М. – Да, все это прекрасно, но разве достаточно, чтобы достичь счастья?
В. – Счастье не скрывается в лесной чаще, еще менее его можно найти у царей, его нет даже у мудреца: оно не составляет удела нашей короткой жизни. Нужно отказаться от него, но, по крайней мере, иногда можно обнимать его подобие.
Счастье есть лишь мечта, а горе реально.
М. – Может быть, слава, подобно Вашей, делает человека счастливей?
В. – Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.
М. – Значит, в дружбе можно найти если не счастье, то радость и удовольствие?
В. – Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, – это доставлять удовольствие своим друзьям.
М. – Однако друзья не всегда бывают рядом и располагают временем для общения. Может ли книга заменить отсутствующего друга?
В. – Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга.
М. – Часто умный человек предпочитает общаться с книгами, так как его окружают люди, мягко говоря, недалекие. Что бы Вы ему посоветовали?
В. – Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
М. – Известно, что Вы довольно терпимо относились к людям, совершающим неблаговидные поступки по слабости характера. Так ли это?
В. – Я всегда прощаю слабых и не терплю только подлости… Люди в большинстве своем так коварны, так завистливы и так жестоки, что утешительно видеть человека, который просто слаб.
М. – Но ведь человек по слабости характера может предать и даже участвовать в преступлениях.
В. – Только слабые совершают преступления: сильному и удачливому они не нужны.
М. – Не следует ли тогда прощать предательства и преступления, учитывая слабости человеческой натуры и несчастливое прошлое преступника?
В. – Кто прощает преступление, становится его сообщником.
М. – Это верно. Но некоторые преступления совершаются с благими, казалось бы, намерениями. Например, религиозные войны, аутодафе инквизиции и прочие жестокости, творимые верующими во славу Бога. Что Вы думаете по этому поводу?
В. – Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.
М. – Хотите ли Вы этим сказать, что священнослужители не всегда правильно толкуют волю Бога?
В. – Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника.
М. – Разве Вы не считаете, что Бог создал человека по своему образу и подобию?
В. – Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.
М. – Вероятно, Вы атеист?
В. – Атеизм – порок некоторых умных людей, суеверие – порок глупцов.
М. – Считаете ли Вы, что Бога нет?
В. – Если Бога нет в нас, то его нет нигде. Разум говорит мне, что Бог существует, но разум также говорит мне, что я никогда не узнаю, что это такое.
М. – А что Вы думаете о бессмертии души?
В. – Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея из всех, которые человеческий дух мог воспринять.
М. – Но мысль о загробном мире сопровождала человечество всю его историю. Кстати, а что Вы думаете об истории?
В. – Вся наша история – вымысел, с которым все согласны.
М. – К сожалению, у разных государств различные, даже взаимоисключающие вымыслы по поводу прошедших столетий, однако все историки согласны в том, что человечество всегда вело непрерывные войны. И сегодня, в ХХI веке, дела обстоят не лучше. Более сильные страны решают свои проблемы с помощью силы, нападая на маленькие государства под предлогом свержения деспотического режима. На самом деле они, вероятно, преследуют корыстные цели. Как Вы думаете, можно ли таким образом обогатиться?
В. – Война неизбежно истощает государственную казну. Разве взятое у побежденных наполнило бы ее? Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
М. – Тем не менее, если войны ведутся, значит, те, кто их развязывает, хорошо на этом зарабатывают. Но вернемся к мирным проблемам. В нашей стране сейчас ищут некую национальную идею, которая бы всех объединила, но люди заняты только добыванием денег всеми способами. Как Вы думаете, а есть ли вообще такая идея?
В. – Там, где речь идет о деньгах, все одной веры.
М. – То есть религия не является такой идеей?
В. – С религией как с картежной игрой: начавши дураком, кончаешь плутом.
М. – Боюсь, не все мои современники, впрочем, как и Ваши, с Вами согласятся.
В. – Религиозная догма всегда в безопасности, когда ее опровергают только философы: все академики вселенной ничего не изменят в веровании народа.
М. – Возможно, оно и к лучшему. Для счастья вера нужна даже больше, чем здоровье. Что Вы думаете о медицине – может ли она побеждать болезни?
В. – Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь. Врач – это человек, пичкающий лекарствами, в которых он мало что понимает, организм, в котором он ничего не понимает.
М. – Часто именно так и бывает. Есть мнение, что женатый человек меньше болеет, чем холостяк. Что Вы на это скажете?
В. – Брак – единственное опасное приключение, доступное даже трусам.
М. – А что Вы думаете о женщинах?
В. – Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.
М. – Не слишком лестно для дам. Похоже, Вы отрицаете наличие у них разума. А может, людям и не нужно много ума для счастья? Как они вообще его используют?
В. – Люди пользуются умом лишь для того, чтобы оправдать свои дурные поступки, а языком – чтобы скрывать свои мысли.
М. – Вы прожили долгую жизнь – что Вы скажете нам о старости?
В. – Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна, чтобы переносить их безропотно.
Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва.
М. – Надо полагать, что золотая жатва – это слава и заслуженный успех?
В. – Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры.
М. – Вы считаете, что умным и талантливым успеха достичь труднее, чем умеющему себя преподнести глупцу? Наверно, Вы правы.
А что Вы скажете нам, уважаемый господин Вольтер, на прощание?
В. – Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.
М. – Спасибо, дорогой Учитель, за все, что Вы сделали и для своих современников, и для потомков!
И дух великого человека нас покинул…
Добавить комментарий