Владимир Талашко в фильме чем-то очень похож на давнего первого секретаря Украины Владимира Щербицкого на фронтовых фотографиях. Но получилось это случайно. Быков заметил в каком-то из фильмов этого актера и земляка – донбассовца. На пробах Леонид Быков сказал ему:
- Играй, как в фильме!
И сразу взял его на роль. Актер, со слов Быкова, рассказывал, что воинская часть, о которой фильм, входила в авиадивизию истребителей Василия Сталина. Сценарий написан по реальным фактам, о которых Быков знал от своего друга детства, фронтовика.
В настоящее время Талашко сотрудничает с православным телеканалом «Глас», преподает в театральном институте и иногда играет в фильмах.
Что он думает, проходя по улице Андрея Иванова в центре Киева, легко догадаться. Ведь коллеги по фильму были как одна семья. Улица названа в честь актера, сыгравшего в фильме Кузнечика. Андрей был из семьи филологов. Внуком профессора университета, автора учебников М.А.Жовтобрюха. Учился в элитной школе. Никогда не задумывался о материальных благах, о старости. Прожил легко и остался молодым. В Киеве у него дочь. Ее мать была сотрудницей пединститута. Андрей познакомился с ней незадолго до смерти, когда у него там была творческая встреча. Зрители полюбили актера еще в роли Лариосика в «Днях Турбиных». И хорошо, что память, как свеча, вспыхивает в сознании тех, кто идет по улице Андрея.
Грустно сложилась жизнь и актера Сергея Подгорного, сыгравшего роль «Смуглянки». После смерти Быкова, относившегося к ребятам как к сыновьям, он жил с мамой в Ирпене и занимался ремонтными работами. Там он и умер.
То, что Леонид Быков относился к ребятам как к родным, объясняется проблемами с его собственным сыном, попадавшим с детства в разные истории. Такие, из которых вытаскивать его приходилось с помощью очень влиятельных людей. В настоящее время этот человек живет в Канаде в какой-то религиозной общине, что скрывается, как и все ранее им сделанное.
У легкого Леонида Быкова была тяжелая семейная жизнь. В ней не было уюта, была нервнобольная жена, с которой он не расстался со времен юности, познакомившись в театральном училище. Мысли кумира публики, видимо, возвращались к суициду. Лежа в больнице, он написал завещание и передал директору киностудии Довженко. Кроме всего сказанного там и упоминания, что хоронить его он просит под «Смуглянку» Леонид Федорович написал: «Никаким слухам о моем самоубийстве не верьте».
Он разбился на машине ранним утром, возвращаясь с рыбалки. На этом месте поклонники положили пропеллер и посадили куст калины. Дочь велела это убрать. Мотивировав окурками и бутылками рядом. Дело не в том, что она не захотела понимать народ, поминающий, как умеет. А в том, что она таким образом стала напоминать общественности о себе. А ведь она так близка была к тому, чтобы удержать отца на свете. Сделать его жизнь уютной и счастливой, от ее успехов, если бы они были. Ведь могла же она прийти на студию, найти отца на любимом месте в холле, где он работал в углу под фикусом, заедая голод «Кара-Кумом» и забрать его домой.
Велела Марьяна, так зовут его дочь, убрать с кладбища и удачный памятник отцу. Исчезновение памятника с кладбища коллеги посчитали плевком в лицо общественности. Теперь он стоит над кручей в Парке Славы, недалеко от Печерской Лавры. Редкая машина не останавливается возле него. Люди выходят, фотографируют его. На коленях у Быкова всегда цветы. Рядом – двенадцать кустов калины вместо одного, выкорчеванного дочерью.
И все же Марьяна снова удивила всех. Когда недавно пришли к могиле Быкова друзья, они увидели, что убрана, устремленная ввысь, стела с бюстом Быкова. Стоит узкая плита с семейной надписью: «Быков Леонид Федорович. 12.12.1928 – 11.IV.1979. Кравченко Тамара Константиновна. 30.VI.1927- 31.X.2010».
Все семейное можно понять. Но коллеги говорят – зачем же ломать то, что построил народ. И утверждают: «Чужого брать нельзя. Тем более, на кладбище».
Теперь, да, как и раньше, суета безразлична солдату кинематографа, как назвал поэт Леонида Быкова. Ведь его имя носит одна из планет.