Критики закона “Патриот США” утверждают, что этот закон позволяет американским спецслужбам не только бороться с террористами, проникшими на территорию США, но и следить за любым американским гражданином, что является покушением на гражданские права американцев.
Организации, строго следящие за соблюдением гражданских прав, как крайне-консервативные, так и крайне-либеральные, считают, что “Акт об объединении и усилении Америки средствами, необходимым для борьбы с терроризмом” (так полностью называется Закон “Патриот США”), разрешает подслушивать телефонные разговоры, следить за личной перепиской, в том числе электронной, за банковскими счетами и т.д., то есть превращает Америку чуть ли не в полицейское государство. Нет, отвечают сторонники закона, “Патриотический акт”, принятый ради защиты американцев от террористов, временно расширяет полномочия полиции и федеральных агентств для выявления тех, кто готовит террористические акты, кто финансирует или укрывает террористов.
Действительно ли после 11 сентября 2001 года Америке приходится выбирать между безопасностью и гражданскими правами?
Вот что думает об этом президент вашингтонского фонда “Американский Биль о Правах” Дэйн фон Брейкенрукардт:
— У нас должен быть только один выбор: безопасность и гражданские права. Одно не должно исключать другого. Круги, более консервативно настроенные, чем республиканская администрация президента Буша, считают, что в “Законе о патриотизме” много положительного, но он слишком мягок и нуждается в ужесточении, но без того, чтобы ущемлять гражданские права. Более либеральные круги тоже, в принципе, за этот закон, который, как всем понятно, принят ради безопасности граждан, но в то же время они не считают его достаточно сбалансированным, обеспечивающим равновесие между защитой безопасности и защитой гражданских свобод. Действительно, не видно, чтобы при предоставлении спецслужбам дополнительных полномочий был одновременно усилен контроль над ними, дабы не допустить злоупотреблений. В США, когда человека обвиняют в нарушении закона, предусмотрены меры, которые защищают гражданские права обвиняемого.
— А если речь идёт о подозреваемом в терроризме?
— Тогда без разрешения судьи возможны и электронная слежка, и обыски, и запрос счетов из банка или регистрационных документов из библиотеки. Нет никакой гарантии, что такие меры будут приняты только против террористов, а не против законопослушных граждан, иммигрантов, обычных уголовных преступников, активистов различных радикальных движений: противников абортов, защитников окружающей среды, защитников прав животных... Есть большая разница между террористами, действующими в интересах иностранных государств или иностранных террористических организаций, и уголовными преступниками. Для тех и других предусмотрены разные суды и разные юридические правила. А закон о патриотизме стирает эти грани. Суд над иностранными агентами и террористами проходит в режиме секретности, решение этого суда не подлежит обжалованию в апелляционном суде. Но нельзя допустить, чтобы такие же правила применялись теперь и в отношении подозреваемых в так называемых “традиционных преступлениях”. Так что подавляющее большинство критиков не против закона “Патриот США”, а за его уточнение и исправление. Я считаю, что “Патриотический акт” очень полезный закон, и основные его статьи должны остаться. Его даже можно расширить. Но должна быть ярко очерчена граница между обычными уголовниками и теми, кто проник к нам из-за границы или жителями США, но связанными с иностранными террористически.
Добавить комментарий