“В Америке Ходорковский с его талантом увиливать от налогов давно бы был за решёткой”, — сказал Михаил Горбачёв корреспонденту британской газеты “Сандэй Таймс”. Прав ли Горбачёв?
Политолог, специалист по российским проблемам Клиф Капчен из исследовательской организации “Евроазиатская группа” сказал, что он не специалист по российским законам, но вполне допускает, что:
— Ходорковский, вероятно, нарушил какие-то законы России, но в том же самом можно обвинить любого российского олигарха. То, что сказал господин Горбачёв о Ходорковском, можно отнести ко многим другим, но это не решает главной проблемы, связанной с именем Ходорковского: проблемы избирательности судебного преследования.
Если Клиф Капчен выразил несогласие с Горбачёвым в мягкой форме, Сарра Кэри, специалист по инвестициям в странах бывшего Советского Союза, сотрудница “Евразийского фонда” считает, что Михаил Горбачёв проявил наивность, излишнюю эмоциональность и незнание как российских, так и американских законов:
— Я думаю, он неправ. Я не являюсь адвокатом Ходорковского, но в том, что касается “ЮКОСа”, закон нарушен скорее самим судом, ибо суд применил налоговый закон ретроактивно. Налоговое ведомство России утверждает, что использование некоторых из так называемых “налоговых убежищ” противозаконно, однако российское законодательство разрешало такие методы в то время, когда “ЮКОС” использовал их. В те времена и большинство других крупных компаний по эксплуатации природных ресурсов точно так же на разрешённых законом основаниях пользовались возможностью сократить налоговые выплаты и увеличить доход своих предприятий. Однако российское правосудие направило удар только против “ЮКОСа” во главе с Ходорковским. В добавок к произвольному юридическому истолкованию налогового закона, власти настояли на совершенно непропорциональных штрафах, общая сумма которых намного превысила доход, который компания получала в течение нескольких лет. Всё это выглядит как стратегия экспроприации имущества “ЮКОСа” ради создания национальной, фактически государственной нефтяной компании. Суд сначала заморозил всё имущество и все банковские счета “ЮКОСа”, и это лишило “ЮКОС” возможности платить какие бы то ни было налоги. Сделав всё это, власти заявили: “Раз вы не платите, мы заберём ваше имущество”, и забрали, получив то, что хотели. Это был издевательский, мучительный процесс национализации нефтяной компании. Я не согласна с господином Горбачёвым потому, что “ЮКОС” с 2000-го года был компанией хорошо управляемой, прозрачной, опирающейся на международные аудиторские стандарты. Менеджмент “ЮКОСа” охотно предоставлял свою финансовую документации, и налоговая инспекция знала об использовании разрешенных законом методах укрытия части дохода от налогов. Не было ничего тайного, ничего противозаконного из того, что делал “ЮКОС”.
И, наконец, мнение Маршалла Голдмана, со-директора Центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете:
— Я не знаю, был бы Ходорковский давно посажен в тюрьму в Америке за увиливание от налогов. Не исключено, что он сел бы в американскую тюрьму за что-нибудь другое. Но что касается налогов, то Ходорковский использовал для уклонения от налогов так называемые офшорные и оншорные предприятия. Такая практика используется многими компаниями в разных странах мира. И в большинстве случаев это не является противозаконным. Наши американские нефтяные компании могут продавать нефть по заниженной цене своим дочерним предприятиям на Багамах, а российские компании могли продавать нефть дочерним предприятиям, зарегистрированным на Чукотке. А уже дочерние предприятия могли продавать нефть на мировом рынке по высоким ценам. Таким образом от налоговых управлений ускользала значительная часть облагаемых налогом доходов. Но всё это в рамках закона. Помимо этих не противозаконных операций, Ходорковский применял практику, противоречащую законам. Так что в какой-то степени господин Горбачёв прав, но в том, что касается налогов, Ходорковский делал то, что делают многие другие предприниматели не только в России, но и в других странах.
Добавить комментарий