Что в имени тебе моем
Мой штат Кентукки входит в так называемый Библейский пояс страны. Юг и Юго-Восток США с наибольшим процентом религиозного населения. Об этом можно судить не только по числу церквей – свыше 800 – но и учебных заведений в городе, где я живу. В Луисвилле 27 частных религиозных школ, Библейский колледж и три духовные семинарии национального уровня. Не считая университета Беллармин, о котором ниже пойдет речь.
Университет всего в пяти минутах езды от моего дома. Сосед со "странностями". Кроме типичных для университетов страны специальностей – право, бизнес, инженеры, журналистика, арт, социология и философия – Беллармин готовит кулинаров, акушерок и медсестер. Заодно, теологов. Интересный коктейль. Последнее понятно. Беллармин – независимый частный католический университет. Ну, раз католический, флаг в руки. Беллармин-колледж основан в 1950 году архиепископом Джоном Флёршем и ровно через полвека приобрел статус университета с семью колледжами под крылом и 4.000 студентов. Самый маленький из шести университетов Луисвилла.
В конце концов все нормально, пока неугомонная общественность не начала в этом году копать под святая святых университета – его название. Вот уж не думал, не гадал, что современный университет в американской глубинке может иметь какое-то отношение к европейским событиям позднего Средневековья – инквизиции, ватиканским интригам, Джордано Бруно, Галилео Галилею и Николаю Копернику. Тем не менее связь есть, и впору писать "Код да Винчи-2". Виною тому святой, в честь которого назван кентуккийский университет. В оригинале – Roberto Bellarmino, на американский лад –Роберт Беллармин.
Первый вброс крамолы сделала Дава Собел, автор исторического романа-хроники о католической инквизиции "Дочь Галилея". Выступая в университете с лекцией, писательница заявила: святой Беллармин, духовный покровитель уважаемого учебного заведения, причастен к гибели великого мыслителя Джордано Бруно. Деликатная гостья не стала делать слишком прямых выводов в присутствии хозяев. За нее это сделали другие.
В марте этого года в самой влиятельной газете штата "The Courier-Journal" было опубликовано письмо общественной активистки (есть и такая профессия) Вирджил Бойд. В нем, в частности, отмечалось: "Женщины, ЛГБТ-сообщество, индейцы, афроамериканцы, другие меньшинства штата Кентукки не могут мириться с тем, что один из университетов штата носит имя человека, на чьей совести издевательства над телом, умом и духом инакомыслящих людей. В частности, пытки над Джордано Бруно. По приказам Роберто Беллармино ученому зажимали голову в железные тиски, протыкали раскаленными гвоздями язык и шилом мозг через нёбо". В заключение Бойд призвала начать кампанию по переименованию Беллармин-университета.
В Америке легко сносить и переименовывать светские памятники, с частными и религиозными сложней. Конечно, перечисленным Бойд меньшинствам по барабану, кем был в реальной жизни Роберто Беллармино, о существовании которого они вряд ли догадываются. Зато католическому начальству епархии штата и совету попечителей университета небезразлична честь мундира и канонизированного Ватиканом кардинала, чье имя альма матер носит. Вместе с тем, в XXI столетии от рождения Христа теологам не хочется выглядеть ретроградами. В дискуссию с активисткой и ее последователями вступили отборные силы – профессура университета и специалисты по католическому Средневековью.
Парадный портрет Роберто Беллармино (1542-1621) выглядит примерно так. Кардинал был разносторонней личностью, что типично для образованных людей того времени. Иезуит, богослов, профессор, писатель, астроном. Автор еврейской (!) грамматики, ныне вышедшей из употребления. По поручению Папы Климента VIII редактировал каноническую латинскую Библию (Вульгату), в которую внес свыше 3.000 поправок. В двух конклавах был в числе претендентов на пост Папы.
"КГБ Средневековья"
Вместе с тем, есть и другая сторона "картины маслом". В течение ряда лет Роберто Беллармино возглавлял "КГБ Средневековья" – Святую инквизицию. Великий инквизитор имел самое прямое отношение к процессам над Джордано Бруно и Галилео Галилеем. Но, как говорит профессор теологии Джим МакГрат, к оценке "вины" Беллармино нельзя подходить с лекалами нашего времени. Главным назначением инквизиции была охрана чистоты католической веры и борьба с религиозным инакомыслием. Это хорошо видно на примерах Бруно и Галилея. Оба ученых придерживались крамольных идей в астрономии, но один закончил жизнь на костре, другой получил всего лишь "отеческое порицание" Великого инквизитора. И вовсе не из-за устройства Вселенной, с которым церковь была несогласна, а по причинам другого свойства. Галилей был конформистом и отделался легким испугом. Бруно – монахом-еретиком, отрицавшим основы веры.
По утверждению профессора МакГрата, инквизиция и лично Роберто Беллармино в течение шести лет пребывания Бруно в римской тюрьме тщетно призывали бунтовщика-монаха отречься от своих заблуждений в обмен на отпущение грехов. Никаких пыток к нему не применяли, иначе бы он не протянул столь долгий срок в каземате. В конце концов конклав судей-инквизиторов лишил Джордано Бруно монашеского сана, отлучил от церкви и рекомендовал губернатору Рима осудить его за вероотступничество. Подпись Роберто Беллармино под решением конклава стоит девятой, последней.
Профессор просит обратить внимание на один важный момент в контексте того времени. На его взгляд, благодаря романам и фильмам, сложилось не совсем верное представление о работе инквизиции. Инквизиторы сами пытают, сами допрашивают, сами выносят приговоры, сами казнят. Возможно, где-то и были такие "перегибы", но классические инквизиторы действовали иезуитски тоньше и грязную работу отдавали в другие руки. Формально суды инквизиции не выносили смертные приговоры, они всего лишь рекомендовали светским властям применить ту или иную меру наказания. При огромном авторитете и влиянии церкви фактически эти рекомендации подлежали обязательному исполнению. В частности, инквизиция рекомендовала губернатору Рима лишить жизни Джордано Бруно "без пролития крови". Что и было сделано. 17 февраля 1600 года мятежный еретик взошел не на плаху, а на костер.
В инквизиторском активе Роберто Беллармино "кляп" Галилею и запрет книг Коперника. По случаю 400-летия смерти Джордано Бруно кардинал Анджело Содано назвал его казнь "печальным эпизодом" в истории католической церкви, заметив, что инквизиция "сделала все возможное, чтобы спасти (!) ему жизнь". И ни слова о реабилитации Бруно и роли в его судьбе кардинала Роберто Беллармино. К тому времени уже святого. За заслуги перед католической верой в 1930 году Беллармино был канонизирован и включен в список 33-х Учителей церкви.
Вместе с тем, Беллармин-университет осторожно стелет соломку на случай непредвиденного развития событий. Так, замдекана теологического факультета Марк Мид намекает, что одним из возможных вариантов названия университета могло быть имя Томаса Мертона. Штат Кентукки славен многими людьми, но икон, пожалуй, пять. В политике – Авраам Линкольн. В кино – Дженнифер Лоуренс. В журналистике – Хантер Томпсон. В спорте – Мохаммед Али. В теологии – Томас Мертон.
Томас Мертон (1915-1968) – выдающийся богослов современности. Автор 70 книг. Настоятель мужского католического монастыря. Общественный деятель мирового масштаба, Мертон сделал огромный вклад по сближению религий. Трагически погиб в возрасте 53 лет в Таиланде. Недавно его именем хотели назвать новый мост через Огайо-ривер, но "выиграл тендер" тяжеловес Линкольн. Но если бы назвали, - вполне по заслугам. А вот насчет католического университета - большой вопрос. У настоятеля монастыря была немонашеская слабость к женщинам. Последней его пассией была медсестра-практикантка, с которой Мертон познакомился в госпитале. Любовная связь с девушкой младше почти на тридцать лет длилась вплоть до его смерти.
Чтобы католическому университету не искушать судьбу, разумней оставить как есть. А вдруг в биографии Мертона всплывут другие слабости, коими так грешат его собратья и коллеги, тогда опять переименовывать? Уж лучше Великий инквизитор, чем Великий прелюбодей.
Добавить комментарий