Отзыв на книгу Дмитрия Быкова "Тринадцатый апостол"
В основном в данном случае этот фрейдист и цветаевопоклонник (что для меня неприемлемо - в общем и то и другое), по-моему, прав. Ядовит, но справедлив.
Не прав относительно Шенгели. Он отнюдь не был термидорианцем. Скорей одновременно якобинцем и бонапартистом. Его пасквиль на Маяковского (советская власть до конца дней Ш. этого ему не простила) был вызван не политическими причинами, а неприятием определенной поэтики, а также проявлявшейся местами вопиющей безграмотностью М.
Георгий Шенгели, обреченный на известность только в самом узком кругу,один из любимых мною поэтов. К сожалению, он бездарно и с ошибками издан самоуверенным шенгелианцем Перельмутером. Это - как раз термидорианец. И не включил в том Ш. некоторых замечательных стихов и чудесную поэму "Пиротехник"(о французском революционере): "А Мальчишка Апрель, золотистого мыла напенив, Над соломинкой Эйфеля выдул пузырь золотой..."
Шенгели напоминает мне в истории поэзии человека, выброшенного на необитаемый остров и не сумевшего выбраться, одолев на плоту линию прибоя. Ходасевич сумел. Но некоторые стихи Ш. всё же не уступают некоторым стихам Х.
В фельетонной по существу писанине Быкова есть и выношенные мысли и даже эмоции. Но все впустую. Конечно, книга о Пастернаке написана неглупо и с чувством. Но я не согласен с главной мыслью - о непрерывном прогрессировании П. в творчестве. Ранний путаней, хаотичней, грубей, но в его словах тогда было больше свежего хлорофилла и говорилось в них больше, чем сказано.