Решив найти людей, которые непосредственно общались с великим сказочником, я быстро наткнулась на статьи и интервью Юлии Добровольской. Читая ее и о ней, я, конечно, не остановилась на одном только Родари, но искала все новые и новые материалы и поражалась, какого это все-таки масштаба личность. Конечно, я и мечтать не могла, что мне удастся вот так запросто пообщаться с человеком, написавшим монументальные учебники, знакомым с невероятным количеством деятелей культуры и в целом столько сделавшим для сближения России и Италии.
В конце апреля я написала Ирине Чайковской, и она дала мне телефон Юлии Абрамовны. Я помню тот первый звонок: тихий голос на другом конце провода, просьба говорить погромче и неожиданное приглашение приехать в гости и поговорить о Родари. Я поразмышляла день –два, взяла билет до Милана на ближайшее воскресенье – и поехала к Юлии Абрамовне.
Юлия Абрамовна оказалась очень радушной хозяйкой и сразу позвала меня на обед. Бульон, пирог, чай и десерт – и беседовать. Меня тогда поразило, что на девяносто девятом году выглядит она молодо и прекрасно держится (совсем не хочется писать о ней в прошедшем времени).
Мы много говорили, Юлия Абрамовна интересовалась и моей жизнью и давала мне советы. «Тебе надо писать», - сказала она, услышав, что жизнь на Сицилии порой не предлагает деятельного будущего для молодежи. Возможно, когда-нибудь я всерьез внемлю этому ее совету, а пока пишу вот это небольшое воспоминание о ней.
Рассказы об учениках, о былых встречах, о работе преподавателем и переводчиком, конечно, и о Родари – мы проговорили больше трех часов. Она дала мне столько информации – ее гостиная была полна старых и новых книг и свежих газет, в записной книжке – множество ценных контактов, в голове – целый справочник имен и историй.
Так, Юлия Абрамовна в числе прочего рассказала мне о дочери и внуках Родари, посоветовала почитать книги Джампаоло Панса, чтобы понять больше об обстановке в Италии в середине прошлого века; непременно поговорить с корреспондентом ТАСС в Риме Алексеем Букаловым и его женой, снявшей о Родари фильм; ознакомиться с работами Владимира Проппа – и это только одна встреча! Можно себе представить сколько тем и материалов Юлия Абрамовна давала и другим студентам, обращавшимся за советом. Я бесконечно благодарна судьбе, что мне довелось пообщаться с Юлией Добровольской.
Интересно и вот что: оказалось, мое, скажем так, заочное знакомство с ней состоялось месяцами раньше. Я помогала итальянцу, с которым занимаюсь русским языком, выбрать хорошое пособие. Мы зашли в книжный и купили как раз книгу, созданную Юлией Абрамовной! Просто я тогда и внимания не обратила на имя, куда больше привлекало действительно прекрасное содержание. Потом, когда я сказала ему, что еду знакомиться с автором, он тоже был приятно взволнован.
По его словам, книга обстоятельная и здорово ему помогает в самостоятельной работе. Конечно, я рассказала об этом и самой Добровольской – думаю, ей было приятно в очередной раз услышать об огромной пользе ее трудов. В ответ она показала мне учебники, словари и другие пособия – все с ее фамилией на обложке. И самое главное, она подарила мне свою книгу воспоминаний Post Scriptum на итальянском языке. Отдельные главы на русском я уже читала на сайте «Чайки», и было страшно приятно получить в дар интереснейшую книгу, написанную живым языком и рассказывающую о стольких событиях. Юлия Абрамовна оставила мне автограф, который, очень бы этого хотелось, может стать девизом в жизни: Avanti tutta!
Через три месяца после нашей встречи в интернете я увидела печальное известие об ее уходе. Казалось бы, возраст, казалось бы, виделись всего один раз, но эта новость стала неожиданным ударом. Мир, и мой мир в том числе, утратил какую-то очень важную часть глубоко в фундаменте. Говорят, что с великими людьми уходит часть эпохи, - это, наверное, как раз такой случай. Почти век жизни, плодотворной, красивой и интересной – и так бесконечно жаль, что нельзя больше услышать тихий голос на другом конце провода. Покойтесь с миром, Юлия Абрамовна. Спасибо вам за все.
Добавить комментарий