Читая о торжествах, устроенных в Питере, и вообще в России, по поводу 75-летия Сергея Довлатова, я вспомнил, как перекормили когда-то народ Пушкиным на его 200-летие. Умеют в России сначала убивать, изгонять или выдавливать из страны талантливых людей, а потом любить их, уже безопасных и бессловесных. И своей любовью перекармливать до оскомины.
...А то, что поклонники Довлатова с придыханием говорят, мол, есть в Нью-Йорке улица его имени, то хочу рассказать, как на самом деле проходило торжественное открытие "улицы", ибо был тому свидетелем.
...7 сентября 2014 года писатель Сергей Довлатов стал табличкой на фонарном столбе в Нью-Йорке. Не улица названа его именем, не переулок, а угол на перекрёстке 108-й улицы и 63-го проезда в районе Форест-Хиллс, Квинс, где он прожил 12 лет. Нет почтового адреса: улица, переулок, проезд Довлатова, дом номер такой-то. Так что сообщение, будто в Нью-Йорке появилась улица Довлатова несколько преувеличено.
Открывая церемонию, депутат Городского совета Карен Кословиц сказала:
- Было собрано почти 18 тысяч подписей с просьбой увековечить вклад Довлатова в литературную жизнь Нью-Йорка. Я внесла это предложение в Городской совет, оно было одобрено большинством депутатов и подписано мэром Деблазио.
От имени семьи писателя выступила его дочь Екатерина, а потом под недружные крики "Ура!" сдёрнули чехол с таблички, на которой белым по зелёному было написано Sergei Dovlatov Way. Телекамеры тут же развернулись на вдову Довлатова Елену, дочь Катю и сына Николая.
Я подошёл к депутату Городского совета от Квинса Карен Кословиц:
- Какие произведения Довлатова вам больше всего понравились?
- К сожалению, я ничего не читала, но надеюсь прочитать, - ничуть не смущаясь ответила депутат. - Я горжусь, что первой предложила назвать улицу именем русского иммигранта.
Уточним: не первой. В Нью-Йорке намного раньше увековечены имена русских иммигрантов - балетмейстера Джорджа Баланчина и погибшего при исполнении своих обязанностей полицейского детектива Рассела (Руслана) Тимошенко.
- А знаете ли вы хоть одну улицу в Нью-Йорке, названную именем ещё какого-нибудь писателя, не обязательно русского, можно и американского? - продолжал я допытываться у Карен Кословиц.
- Я уверена, что много таких улиц... Не могу вспомнить. Но я горжусь, что с моей помощью появился Way, то есть "Путь" имени русского писателя в моём избирательном округе, в Форест-Хиллсе.
Депутат Горсовета "не смогла вспомнить" , что всего две площади в Нью-Йорке носят имена писателей - площадь Тараса Шевченко и площадь Вашингтона Ирвинга.
В торжестве участвовала Сенатор штата Нью-Йорк Тоби-Энн Стависки:
- Я дочь эмигранта из Латвии. Эта страна, - сказала она мне с гордостью, - находится совсем близко к Санкт-Петербургу, откуда приехал Довлатов. Так что мой папа и ваш Довлатов, можно сказать, земляки.
- Какие книги Довлатова вы читатли? - спросил я.
- Никаких.
- Кто ваш любимый американский писатель из тех, кто жил в Нью-Йорке?
- Пожалуй, Скотт Фитцджеральд, Эрнест Хемингуэй.
- Да, это великие американские писатели. А есть ли в Нью-Йорке улицы, названные в их память?
- Сейчас не припомню.
- Не странно ли: улица Довлатова в Нью-Йорке теперь вроде бы есть, а улицы Хэмингуэя и Фитцджеральда вроде бы нет?
- Я не помню, может быть, эти улицы есть.
Вышедшая за покупками бухарская еврейка по имени Фрида с удивлением смотрела на происходящее:
- Что тут такое? - обратилась она ко мне.
- Открытие таблички в память о писателе Довлатове. Вы читали его?
- Может, и читала когда-то давно, не помню.
- А вы знаете, что он здесь жил?
- Здесь много народу живёт. Откуда я знаю, кто они такие! А что, этот ваш Довлатов избирается куда? За него надо голосовать, что ли?
...Тут ко мне подвели инициатора акции Алексея Рубина:
- Я в общем-то начал всё это один. Вначале нам никто не помогал. А потом люди подключились, и нас поддержала бухарско-еврейская газета.
- Помнится, Довлатов очень иронично высказывался по адресу живших в этом районе бухарских евреев?
- Вообще он обо всех без исключения иронично высказывался, это его стиль.
- Как бы он, по-вашему, реагировал на то, что угол назван его именем?
- Думаю, он бы долго смеялся.
Я тоже так думаю. А папа Сергея Довлатова Донат Исаакович Мечик, наверное, развёл бы руками и сказал: "Dovlatov Way? Азохен-вэй!"
Добавить комментарий