Гениальными людьми были античные греки. Так точно и метко сумели передать внешним обликом богов и богинь сущность того, за что отвечали эти самые божества. Возьмем, к примеру, Фемиду. Позже, когда богиня правосудия перебралась в Рим, сохранив и прежнее гражданство, ее стали звать Юстицией. В одной руке эта прекрасная величественная богиня держит карающий меч, в другой - весы с двумя чашами, а глаза ее скрывает повязка.
В школе нам объяснили, что повязка нужна для того, чтоб Фемида не смогла увидеть, кто находится по одну или другую чашу весов – богатый или бедный. Разжевали этот тезис и вложили в голову доверчивым ученикам, нашему мозгу осталось лишь впитать его без лишнего напряжения.
А давайте приложим некоторые усилия и насладимся столь изысканным блюдом, как образ Фемиды. Кто она такая? Да богиня, а не какая-то там царица. Ей свойственно то, чего лишены остальные власть предержащие более мелкого калибра. Одним взмахом ресниц над прекрасными глазами, что скрыла от нас повязка, богиня запросто могла бы богатого сделать бедным, а бедного богатым. От ее взгляда не скрылись бы помыслы людей и детали произошедших событий. Увы, Фемиду лишили возможности воспользоваться этим своим божественным даром, завязав ей глаза. Она может только взвешивать чаши весов, не видя, что на них лежит, не зная, весь ли груз положен на чашу. Несчастная Фемида не в состоянии узреть и магнит, если одна из сторон вздумает прикрепить таковой к чаше весов.
Этот образ пришел мне в голову - вы удивитесь – на детском мюзикле «Чудо-Юдо» (продюсерская компания MakersLab, Петербургский мюзик-холл). Признаюсь, идти на него я не собиралась. Но мне неожиданно предложили составить компанию. Спектакль дневной, у меня было свободное время. А почему бы и нет? Не могла и предположить по-осеннему ласковым днем, неторопливо следуя в сторону мюзик-холла по Александровскому парку и слыша легкое шуршание листьев под ногами, что буду писать эти строки. «Веселье» началось внутри театра, когда я решила прицениться ко всякой всячине, разложенной на прилавке в холле перед входом в зрительный зал.
Продаются здесь разные предметы в тему спектакля, не всегда нужные, в том числе диски, книги, плакаты, футболки с символикой продюсируемых компанией MakersLab мероприятий. Реализацией этого добра в мюзик-холле, внимание, занимаются и так называемые волонтеры. Девушки и юноши, труд которых не оплачивается, юридически их работа надлежащим образом не оформлена. Волонтеры регулярно меняются. Вернемся же к прилавку. «Черт дернул» меня задать вопрос о кассовом или товарном чеке (в России по закону при розничной продаже должен выдаваться чек). Ответа не последовало. Но я была ошеломлена и потеряла дар речи, когда, как по мановению волшебной палочки, возникли две сердитые черные тетеньки, одна постарше, другая помоложе, жестко и холодно поинтересовались моим билетом. Проверив, потребовали, чтобы я последовала на свое место, иначе пригрозили вызвать охрану – спектакль, мол, скоро начнется, так что нечего тут стоять, когда надо садиться.
В непосредственной близости замаячила кудреватая мадам, в которой я с удивлением опознала госпожу Афанасьеву, продюсера. В зале в это время горел свет, двери не торопились закрывать, поток зрителей на лестнице еще не иссяк. В памяти всплыл скандал, связанный с именем Спейси при непосредственном участии этой самой Афанасьевой. Многие люди, в том числе и корреспонденты, были обмануты. Кевина Спейси в указанный день в мюзик-холле не было.
Данная история получила широкую огласку в средствах массовой информации (ntv.ru/novosti/1597957, life.ru/life78/181210 и т.д.). Тем не менее, ни за это мошенничество, ни за незаконную торговлю, к ответственности никто не был привлечен. Могу предположить, почему отказались играть в спектакле «Чудо-Юдо» актеры Гордеев и Свешникова, имеющие богатый опыт участия в мюзиклах, в том числе и детских. Гордеева я видела в спектакле для детей «Аладдин» и в мюзикле для юношества «Алые паруса». Эти его работы выше всяких похвал. О спектакле «Чудо-Юдо» мне сказать нечего. Замечу лишь, что это, однозначно, не «Аладдин».
Дорогие зрители, если вы не хотите испортить себе настроение, не вздумайте интересоваться чеком при покупке сувениров или, скажем, бокала шампанского, красного или белого вина в театральном буфете мюзик-холла. Чревато. Не советую задумываться и об ингредиентах продаваемого там же глинтвейна. «Чего не видит глаз, того не чувствует желудок». Все-таки недаром Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» отправил к Сатане именно театрального буфетчика.
Еще одна иллюстрация слепоты богини правосудия – из художественного произведения. Эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя» с Глебом Жегловом в исполнении Владимира Высоцкого. Картину регулярно крутят по тому или иному российскому каналу. Некоторое время назад в честь очередного праздника правоохранительных органов по всему городу были развешены плакаты с изображением Высоцкого в роли Жеглова. В этом проглядывает «черный юмор». У Владимира Семеновича были неоднозначные отношения с правоохранительными органами.
Давайте обратимся к форме и содержанию данного эпизода из фильма. Начнем с формы. Фраза «Вор должен сидеть в тюрьме», произнесенная талантливым актерам, стремится к «высшей актерской ноте». Все зрители на стороне его героя, верят ему. Перейдем к содержанию. Кражи, как таковой, не показали. Мы увидели иное деяние, имеющие признаки преступления. На экране два должностных лица вошли в трамвай, этот трамвай они долго не ждали и не искали. Зрители услышали крик женщины, увидели кошелек на полу, который герой Высоцкого тайно вложил в карман гражданина, впоследствии обвиненного в воровстве. Нам продемонстрировали подлог, совершенный при отягчающих обстоятельствах (должностным лицом при исполнении) и при смягчающих – некорыстный мотив (неправильно понятый служебный долг). Браво! На экране показано нарушение закона лицом, стоящим на страже закона, а речь повели о краже, в которой обвинили другого гражданина.
С законом разобрались. Перейдем к морали. Что же стоит за столь эмоционально произнесенной фразой «вор должен сидеть в тюрьме»? Если предположить, что человек, заподозренный в воровстве, действительно крал кошельки, то почему герой Высоцкого озаботился этим только тогда, когда понадобилось получить информацию от предполагаемого вора? Не неделю назад, месяц или полгода. Получается, что Жеглову было все равно, что у граждан в послевоенное время крали последние деньги и карточки на продукты. И некоторые из них, находясь на грани выживания, могли пополнить армию преступников.
Вернемся в наше время. Как вы считает, почему судья, принявшая иск против лица, занимающего ныне пост главы государства (www.mk.ru), подала в отставку? Может быть, потому что знала о повязке на глазах Фемиды?
Добавить комментарий