Музыка – архитектура звуков»
Сен –Санс
«Архитектура и музыка - сестры... »
Ле Корбюзье
Прошу прощения за плагиат- уж очень захотелось воспользоваться оригинальным (школьным) названием фильма режиссера Сергея Попогребского. В отличие от его невезучего героя, я провела лето замечательно: поездки на природу, океан с целым морем удовольствия, музеи и концерты под открытым небом, да и просто прогулки по вечернему Манхэттену с его прямыми как стрела улицами, ухоженными парками и оригинальной архитектурой...
Творения этого архитектурного гения можно увидеть во множестве стран света: в Швейцарии и Чехии (знаменитый «танцующимй дом») , в Японии и Испании - здесь в Бильбао построен привлекательный для туристов «экспонат» - музей Гугенхайма. Ну а уж на свою родную Калифорнию (хотя и родился архитектор в Канаде, но с 18 лет проживает на западном побережье США) он фантазии не пожалел: калифорнийский Авиационный музей, Музыкальнй зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Его смелые, шокирующие творения в стиле деконструктивизма можно увидеть также в Санта- Монике, где по его проектам созданы комплексы супермаркетов, стоянок для автомобилей и частных домов, включая его собственнй «антиархитектурный«, как сам Мастер назвал его.
Итак, речь пойдет об одном из самых оригинальных архитекторов мира Фрэнке Гери, настоящее имя которого- Эфраим Оуэн Гольдберг.
Рассказывая о своем творчестве, Гери признался, что совершенство очертаний рыбы, ее подвижность и серебристая чешуя - вот что вдохновляло его творчество. Этой «идеей рыбы» продиктованы и поиски новых строительных и декоративных материалов.
Перечисленные шедевры не отражают масштаба дарования этого архитектора, поскольку список их далеко не полон. К тому же лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Жителям Большого Яблока получить представление о неповторимом стиле «американского Корбюзье» можно, не совершая дальних путешествий. Достаточно побывать в манхэттенском районе Челси, точнее на W 18 стрит, где расположена Штаб- квартира корпорации Inter Active. Это офисное здание, преднзначенное, чтобы вместить огромное количество служащих, напоминает пчелиный улей с сотами внутри. А на Спрюс-стрит, недалеко от Бруклинского моста, находится так называемая башня Бикмана. Волнистая стальная поверхность фасадов создает иллиюзию движения.
Двухчасовая поездка в городок Аннандэйл-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк) позволила нам узнать о творчестве выдающегося архитектора намного больше, а также обогатиться полезной и интересной информацией уже из другой области. В вышеупомянутом городке расположен Бард-колледж с его двумя гуманитарными отделениями: свободных искусств и консерваторией. На деньги щедрых спонсоров при колледже и был построен уникальный концертный зал. Проектировал этот зал Фрэнк Гери. Свои здания архитектор рассматривает как скульптуру, вписанную в ландшафт, однако, отражащую их функциональное назначение. Вот и фасад концертного зала (Richard B. Fisher Center for the Performing Arts) Гери замыслил как театральную маску, что вполне соответствует образовательной программе колледжа, цель которой нести, так сказать, культуру в массы.
Ежегодно проводимые здесь летние фестивали - тому подтверждение. Существуют они с 1990 года и так и называются: Бард мюзик фестиваль (Bard Music Festival, «Bard SummerScape»). В нынешнем, 2016 году, мероприятия проходили с 30 июня по 20 августа. Программы фестивалей всегда обширны и многожанровы: это и театр, и музыка, а также опера, танец и даже кабаре. Центральной фигурой каждого такого фестиваля является один из выдающихся композиторов Европы (Гайдн, Бетховен, Малер и др.), Америки (Копланд, Айвз) и, конечно, России: Чайковский, Шостакович или Прокофьев.
Программа составлена так, что современнй зритель в течение нескольких недель имеет возможность погрузиться в эпоху, в которой жил герой фестиваля, изучить его биографию, а также процесс формирования его художественного мировоззрения. Зрители как бы переносятся в политическую и культурную жизнь того времени. В обширный круг этих исследований входят литературные и философские сочинения, политические памфлеты и театральные постановки, и, конечно же, музыкальные произведения современников композитора.
Так, автору статьи, побывавшей прежде на одном из таких фестивалей, посвященному в тот год Игорю Стравинскому, уалось познакомиться с доселе незнакомой и малоизвестной оперой «Орестея» современника Стравинского - Сергея Танеева.
В ныншнем году объектом фестиваля явился Джакомо Пуччини - автор всемирно известных опер «Мадам Баттерфлай», «Турандот» , «Тоска», «Богема» и многих других . Фестиваль, как и в былые годы, был посвящен не только самому Пуччини, но и окружавшему его миру (Puccini and His World). Зрителям было интересно узнать о далеко не восторженном первом приеме этих ныне признанных шедеврами оперного искусства произведений. Автора обвиняли в отсутствии вкуса, грубом и вульгарном отображении действительности, дешевой сентиментальности.
Оперный жанр в конце 19 - начале 20 веков переживал кризис (не добрел ли его призрак до нашего замечательного времени!?) И неудивительно: ведь именно в те годы становятся популярными граммофонные записи, фотография, автомобили и «синема». Тогда же обнаружились ростки итальянского национализма, переродившиеся через десятилетия в фашизм Муссолини. Приближалась Первая Мировая война. Жалость, романтическую любовь, уважение к человеческой личности создатели итальянского футуризма считали понятиями устаревшими. Их теоретик и лидер Маринетти утверждал, что «жар, исходящй от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины».
Писатели и композиторы-веристы, напротив, были сосредоточены на личной драме героев, их безрадостной жизни и трагическом финале их обреченного существования. Вспомним «Паяцы» Леонковалло , «Сельскую честь», Масканьи, «Богему» Пуччини. Сюрпризом для посетителей фестиваля явилась редко исполняемая даже на своей родине, Италии, опера Масканьи «Ирис».
Созданная еще до знаменитой пуччиниевской «Мадам Батерфляй», история повествует о судьбе бедной японской девушки, похищенной владельцем борделя в Киото. План был искусно облечен в форму волшебной сказки, в которой девушка ощущает себя избранницей Бога Солнца и поэтому готова исполнить любую его волю. Оказывшись в киотском районе красных фонарей, выставленная на продажу, проклятая своим отцом, девушка умирает...
Сокровенным желанием автора оперы, композитора Масканьи, было создать «музыку бесконечно прекрасную». Мелодическая красота арий и хоровых номеров, экзотический колорит танцевальных эпизодов, - все это говорит о том, что мечта композитора сбылась.
Добавить комментарий