ВОЙНА МИРОВ
War of the Worlds
Идет везде
Режиссер Стивен Спилберг
Весь Голливуд, затаив дыхание, ждет, будет ли у этого фильма большой коммерческий успех. Дело в том, что за последние 4 месяца доходы киноиндустрии пошли вниз. Зрители вроде бы теряют интерес к кино. На мой взгляд, это не удивительно и объясняется вовсе не тем — как полагают продюсеры — что народ смотрит дома DVD и играет в видеоигры. Просто кино стало хуже — сценарии сильно поглупели, приемы бесконечно повторяются. В своем неразумии Голливуд, ориентированный на молодую аудиторию, стал отвергать сценаристов старше сорока. По этой логике сценарии детских фильмов должны сочинять первоклассники.
В общем, новый фильм легендарно удачливого режиссера должен показать, есть ли у кино еще порох в пороховницах. Мол, если уж на Спилберга не пойдут, тогда действительно беда.
Знаменитый роман Уэллса о пришествии на Землю свирепых марсиан был написан в 1898 году. В 1938 году легендарный американский режиссер Орсон Уэллс (которому было тогда всего 23 года) сделал по нему радиопередачу, выпущенную в эфир накануне Хэллоуина. Она была так правдоподобна, что в восточных штатах началась паника, люди бежали из домов. Затем в 1953 году роман экранизировали, и фильм получил “Оскара” за спецэффекты.
Теперь все это подзабыли, а на Спилберга, конечно, пойдут строем, как на “Чапаева”. Спецэффекты, как положено, первоклассные. Поклонники Тома Круза будут счастливы — он почти в каждом кадре.
Действие перенесено в США, в штат Нью-Джерси. Круз играет работягу-крановщика (кто захочет — поверит), которому бывшая жена оставляет на уик-энд их детей, 16-летнего мальчика и 10-летнюю девочку. Все критики заслуженно хвалят в этой роли юную Дакоту Фэннинг, предрекая ей успешную актерскую карьеру.
Тут как раз прилетают инопланетяне, и начинаются ужасы, которые, несомненно, вызовут подспудные ассоциации с терроризмом.
Мне кажется, что Спилбергу особенно удаются массовые сцены несчастий, паники и смятения. И здесь, по-моему, они исполнены лучше всего. Но и бесчинства инопланетян на многих произведут впечатление.
* * * *
Я, ТЫ И ВСЕ НАШИ ЗНАКОМЫЕ
Me, You and All We Know
Art houses
Режиссер и сценарист Миранда Джулай
Эта картина сделана 30-летней актрисой и писательницей, которая сама сыграла здесь главную роль. Критика — в том числе мой любимый Роджер Иберт — в полном восторге. Фильм получил 4 премии в Каннах (в том числе гран-при Недели критиков) и Специальный приз жюри на влиятельном фестивале в Сандэнсе. Его называют очаровательной комедией, полной невинного юмора, и рассказывающей о важных вещах.
Вероятно, со мной что-то не в порядке, потому что я не улыбнулась ни разу. Важность содержания от меня тоже ускользнула.
Действие происходит в Лос-Анджелесе. От Ричарда, продавца обуви, уходит его темнокожая жена, оставляя ему двух сыновей. Тут же в присутствии детей Ричард обливает себе руку бензином из зажигалки и поджигает. Так начинается эта веселая комедия.
Ричарда начинает преследовать одинокая видео-художница Кристина (ее играет Миранда Джулай), а он сопротивляется. Собственно, в этом и состоит сюжет. Когда Ричард перестает упираться, фильм заканчивается.
Но до этого мы видим много интересного, происходящего по соседству. Одинокие люди, как пишет критика, пытаются найти пути к другим людям.
Толстый коллега Ричарда, например, знакомится с двумя 13-летними школьницами и ежедневно вывешивает в своем окне рукописные объявления, где объясняет, чем он хочет с ними заниматься. Текст привести не могу по причине его вопиющей нецензурности. Девочкам это очень нравится, но они не уверены, могут ли соответствовать. Поэтому они являются к своему ровеснику, старшему сыну Ричарда, и по очереди практикуются с ним в оральном сексе. В это время его семилетний братишка сношается по компьютеру с неизвестной собеседницей, сообщая ей, что ему хотелось бы наладить связь через обмен фекалиями между их двумя задними проходами.
Правда, ни мечта толстяка, струсившего в последний момент, ни предложение семилетки не осуществляются на практике. В фильме есть еще серьезная маленькая девочка, собирающая себе полотенца и миксеры в приданое, и 70-летний старик, полюбивший впервые в жизни. Лично мне все они до единого кажутся чудовищным паноптикумом. Всё выдумано, и выдумано плохо.
Я была бы очень рада, если бы могла присоединиться к общим восторгам, но у меня эта пустая и претенциозная картина вызвала чувство легкого страха перед автором и тошноты.
И дело не в том, что именно показано на экране. Показывать можно все. Но рассчитывать, что сексуально растленные нашим интернетным обществом дети могут вызвать умиленный смех — глупо и безнравственно. Извините за старомодное слово.
Уже после того, как я это написала, появилась рецензия Энтони Лэйна в журнале “Нью-Йоркер”, которую я прочла с облегчением. Он пишет: пусть его сочтут реакционером за недооценку этого передового произведения, но многие сцены показались ему “жуткими и противными”. И вообще, предостерегает Лэйн — “берегитесь фильмов, награжденных спецпризом жюри в Сандэнсе”. Спасибо, будем знать.
* *
БОКСЕР-ЗОЛУШКА
Cinderella Man
Идет везде
Режиссер Рон Хауард
Фильм основан на подлинной истории боксера Джеймса Брэддока, завоевавшего звание чемпиона мира в 1935 году. Знаменитый писатель Дэймон Раньян назвал его “Золушкой” из-за поистине сказочного поворота в судьбе спортсмена.
Поначалу идти это смотреть не очень хотелось. Опять про бокс, да еще в печальные времена экономического кризиса (только что прошла мрачная картина “Девчонка ценой в миллион”). Рецензии хорошие, но зрители вроде бы не в восторге. За месяц проката фильм, стоивший 88 миллионов, набрал всего 50 — это мало. К тому же исполнитель главной роли Рассел Кроу (известный своим трудным характером), будучи на премьере фильма в Нью-Йорке, запустил телефоном в служащего гостиницы. Попал. Скандал, вызов полиции. В общем, какая-то непривлекательная аура вокруг картины.
Но потом я дважды услышала, как мой любимый критик Роджер Иберт сказал по телевидению: фильм замечательный, невозможно понять, почему у него нет кассового успеха, Кроу надо давать “Оскара”, и растроганно добавил: “Это история про хорошего человека”.
Кино про хороших людей нынче большая редкость. Оценкам Иберта я верю. Кроу подкупил меня тем, что сразу после швыряния телефона не побоялся придти на вечернюю телепередачу к Дэвиду Леттерману, во всем покаялся, извинился и смешно рассказывал про своего маленького сына. Я понимаю, что это все было продумано и рассчитано, но рассчитали правильно. В общем, я пошла.
Фильм оказался превосходным. Традиционное, классическое, захватывающее американское кино, исполненное на очень высоком профессиональном уровне. Кроу действительно блестяще играет Брэддока — неудачника, который сломал руку, был выгнан из бокса, работал грузчиком, не мог прокормить семью в тяжелые времена. К тому же, он был не первой молодости. И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, все переменилось, словно судьба решила вознаградить Брэддока за достоинство, с которым он переносил трудности и унижения. Сделав над собой невероятное усилие, Брэддок не только выжил, но и победил. Кроу заставляет зрителей влюбиться в своего персонажа.
У опытного и талантливого режиссера Хауарда актерам всегда есть что играть. Интереснее всего в фильме не боксерские поединки (хотя они тоже сделаны очень хорошо), а проявления человеческих характеров. Эпизод, когда Брэддок узнает, что его сынишка совершил кражу; сцена, где он приходит к своим бывшим боссам за подаянием; сцена в ресторане, где Брэддока пытается запугать его соперник Макс Баэр, вызывают у зрителя сильный эмоциональный отклик.
Некоторые прокатчики до такой степени верят в эту картину, что пошли на необычный шаг. Крупнейшая сеть кинотеатров АМС объявила: если кому-то фильм не понравится, ему вернут деньги в кассе. Ожидают, что это привлечет много народа. Остается лишь надеяться, что у всех зрителей будет столько же совести, сколько у героя картины.
* * * *
ТАК НАЧИНАЛСЯ БЭТМЕН
Batman Begins
Идет везде
Режиссер Кристофер Нолан
Это не совсем обычный кино-комикс. Как положено, его действие происходит в растленном Готэм-сити (то-есть, Нью-Йорке), где появляется таинственный борец со злом — Человек-Летучая Мышь. Но необычна его стилистика и идеология.
Режиссер Нолан известен своим фильмом “Мементо” о человеке, потерявшем память, где сюжет был рассказан очень сложно и причудливо. В “Бэтмене” Нолана тоже интересуют не столько спецэффекты, сколько тема памяти. Брюса Уэйна в детстве напугали летучие мыши, а потом в его присутствии преступник зверски убил его родителей. Фильм рассказывает, как Брюс постепенно побеждает жуткие воспоминания и становится бесстрашным героем. Схватки и погони смонтированы из очень коротких кадров, как бы осколков — не в них тут главное.
И уж совсем не типично для Голливуда то, что Бэтмен — сын богатых (и щедрых) родителей-филантропов, и сам он наследник финансовой империи, а при этом ему отданы авторские симпатии. Голливуд чаще всего изображает богатых людей злодеями.
Непривычно и то, что фильм ясно заявляет: преступность — это зло. Не надо (как утверждают либералы) стараться понять преступников, нянчиться с ними, читать им лекции и выпускать из тюрьмы для “лечения”. Их надо сурово наказывать.
В “Лос Анджелес таймс” даже появилась статья про фильм, озаглавленная “Либертарианцы на стороне Бэтмена”. В ней говорится, что консерваторы и близкие к ним либертарианцы одобряют картину за то, что в ней поддержаны “разум, индивидуализм, свобода и стремление к успеху”.
* * * *
ДАМЫ В ЛАВАНДЕ
Ladies in Lavender
Art houses
Режиссер Чарльз Данс
Действие происходит в конце 30-х годов на юге Англии, в живописном Корнуолле. Рядом с рыбацкой деревушкой стоит дом двух одиноких пожилых сестер Джэнет и Урсулы. Характеры у них разные: Джэнет человек практичный и трезвый, Урсула более наивна и романтична. Но у обеих за типичной английской сдержанностью нетрудно разглядеть доброту.
Волны выбрасывают на пустынный берег таинственного юного незнакомца. Он без сознания, у него сломана нога. Сестры принимают юношу в дом, выхаживают его. Благодаря ему их жизнь обретает новый смысл.
Вскоре оказывается, что Андрей родом из Польши, и что он очень талантливый музыкант. Молодая русская художница Ольга, приехавшая в Корнуолл на пленэр, принимает участие в судьбе Андрея...
Главное достоинство картины — то, что роли сестер исполняют две замечательные 70-летние актрисы, гордость английского театра и кино — Мэгги Смит (Джэнет) и Джуди Денч (Урсула). Впрочем, все остальные актеры тоже на высоте. Фильм трогателен и очень хорош изобразительно, в нем тщательно воссоздана атмосфера “доброй старой Англии”. Рекомендуется для душевного успокоения.
* * * *
ПОСЛЕ ВАС
Apres Vous
Art houses
Режиссер Пьер Сальвадори
Французская комедия среднего качества.
Знаменитый 55-летний актер Даниэль Отей играет официанта Антуана. Проходя вечером по парку, Антуан видит человека, который собирается повеситься, и спасает его. Спасенный Луи оказывается чудовищным неврастеником. Вешаться он хотел от того, что его бросила Бланш, его возлюбленная.
Добряк Антуан принимает в недотепе Луи участие. Он устраивает его на работу в своем ресторане и разыскивает Бланш, желая их помирить. От этого возникает множество недоразумений. Хуже всего то, что сам Антуан начинает питать к Бланш нежные чувства.
Вся эта история немножко затянута, не так чтобы очень уж смешна (хотя есть несколько хороших сцен), но смотреть ее вполне можно.
* * * *
ЗАГАДОЧНАЯ КОЖА
Mysterious Skin
Art houses
Режиссер Грег Араки
Это экранизация романа Скотта Хейма. Хороший фильм, только надрывает сердце.
Он начинается в 1981 году в Канзасе. В одной школе учатся восьмилетние Брайан и Нил. Брайан тихий, робкий, хуже всех играет в баскетбол. Родители не понимают, почему у него вдруг начинаются обмороки, идет кровь из носа. Один раз он не может вспомнить, что с ним было в течение пяти часов. Брайан начинает думать, что его на это время похитили инопланетяне.
Нил растет без отца. Мать его любит, но она слишком занята сменяющими друг друга бойфрендами и часто прикладывается к бутылке. Когда красавчик, баскетбольный тренер, начинает проявлять к мальчику подозрительно повышенный интерес, Нил готов на все, лишь бы не потерять взрослого друга.
Проходит десять лет. Нил профессионально занимается проституцией. Эпизоды, где он продает себя мужчинам, сделаны откровенно и бьют по нервам. Они также сняты со знанием дела: режиссер Грег Араки хорошо известен в гейской общине, недавно получил приз фестиваля фильмов о геях. Но это не самоцельная режиссерская игра в эротику. Картина заставляет задуматься о том, что такое норма и аномалия в нашей природе и поведении, и как чужая воля может сдвинуть все с места.
Брайан вырос одиноким, замкнутым существом. Он по-прежнему старается разгадать, что случилось с ним в детстве. Встреча с Нилом дает, наконец, ответ на мучительные вопросы, и ответ этот оказывается пугающим. Но то, что Нил и Брайан могут честно говорить об этом, дает надежду, что им удастся избавиться от кошмара прошлого.
Оба молодых актера играют очень убедительно. Картина, к сожалению, чрезвычайно злободневна. Я смотрела ее как раз в тот день, когда присяжные непостижимым образом признали Майкла Джексона не виновным в совращении мальчиков. Как писали газеты, подросток, от имени которого на поп-звезду подали в суд, простодушно спросил прокурора: “Почему же они мне не поверили?” Ответить на этот законный вопрос можно лишь тяжелым вздохом...
* * * *
- ***** - замечательный фильм
- **** - хороший фильм
- *** - так себе
- ** - плохой фильм
- * - кошмарный
Добавить комментарий