В субботу, 12 ноября, в Рэндолф-театре, Большой Вашингтон, выступала Нателла Болтянская.
Женщина в черном платье с гитарой в руках пела перед полным залом.
Мягкий низкий голос звучал отнюдь не лирически, и песни были на острые драматические сюжеты.
Своеобразные баллады на темы давней и новой истории. Вот еретик, его привозят на аутодофе, испанская инквизиция приговорила его к сожжению «за мысли». Но звучит голос нашей современнницы, поэта Нателлы Болтянской: «Самый верный путь в бессмертье – это аутодафе».
И в этот момент в голову приходят имена таких героев и мучеников, как академик Сахаров, как Анна Политковская.
А вот песня про «Бабий яр». Она написана от лица ребенка, плохо понимающего происходящее. Зачем мама пришивает к одежде желтую звезду, куда их гонят, почему велят раздеться? Последний вопрос ребенка: «Мама, отчего ты пла...» обрывается на полуслове. Мы понимаем, что в эту минуту прозвучал залп и жизнь матери и дитяти оборвалась.
Это особый прием поэта и барда Нателлы Болтянской. Она обрывает рассказ, оберегая своих слушателей от ужаса. Она не проговаривает его словами. Она заставляет нас увидеть его в нашем сознании, самим дорисовать страшный катастрофический сюжет...
В первом отделении было исполнено – по моим подсчетам – 20 песен, во втором – 13.
Женщина в черном платье, пела два с половиной часа, потом были ответы на злободневные вопросы.
- Самое зловещее событие в сегодняшней российской истории.
-Когда Борис Ельцин представил преемника.
- А какое событие было светлым?
- Очередь к Соловецкому камню.
Ее ответы лаконичны, потом я еще раз убедилась в этом, когда брала у Нателлы интервью: мои вопросы были длиннее ее лапидарных ответов...
Таков ее стиль. Она не рассусоливает, говорит сразу и определенно. Полукровка, она выбрала ту половину, что «кровоточила сильней».
Работая в Российском Еврейском Конгрессе, она защищает еврейское племя от черносотенцев, но это не все.
Для нее важно сохранить память о российских диссидентах-правозащитниках, о мучениках и героях, имена и дела которых правители стараются предать забвению, о событиях, которые мы обязаны помнить.
Анна Политковская, Рауль Валленберг, Соломон Михоэлс, Холокост, сталинщина, Катынь...
Вот темы ее драматических песен-новелл. А неизменный помощник в ее деле - гитара.
***
Бабий Яр
Аутодафе
Старый новый марш
Добавить комментарий