У Юрия Башмета, большого музыканта и педагога, и идеи соответствущие.
На этой неделе нам показали восемь увлекательнейших серий под названием «Оркестр будущего».
Маэстро Башмет со товарищи проехал по шести российским городам - Ярославлю, Новокуйбышевску, Ростову-на-Дону, Казани, Новосибирску, Екатеринбургу,- с тем чтобы отобрать лучших юных музыкантов для своего Оркестра Будущего.
За ним ездили съемочная группа и двое ведущих: Антон, долговязый блондин, артист по образованию, и музыкант Иван, низкорослый брюнет, призванные связывать разрозненные сцены воедино.
Что ж, эти поначалу казавшиеся комичными Пат и Паташон, неплохо справились с заданием, проводя мини-интервью с ожидающими своей очереди юными музыкантами и давая краткие пояснения относительно городов, инструментов и членов жюри.
Города, надо сказать, были поданы в лучшем виде. То ли операторы так постарались, то ли действительно эти российские города так сказочно красивы – просто дух захватывало от потрясающих городских пейзажей. Инструменты были представлены все, вплоть до арфы. Кстати, об арфе. Она была одна на конкурсе. С ней и ее владелицей-арфисткой Есенией из Санкт-Петербурга мы познакомились на последнем, седьмом конкурсном этапе, – в Москве.
Девушка проявила удивительную выдержку. Войдя в зал для прослушивания со своей подругой-арфой (о своем инструменте она сказала ведущим: «Арфа – это инструмент, на котором играют ангелы!»), кивнув жюри и начав играть, она вдруг остановилась – у нее порвалась струна. Из жюри: «И часто это случается?» Есения: «Первый раз».
Она начала вставлять лопнувшую струну, но та снова порвалась. Камера показала нам маму Есении, очень похожую на дочь, стоящую за дверью и с волненьем следившую за «телетрансляцией». Мама волновалась, но верила: «Она сильная!»
И девушка действительно оказалась сильной, а еще - талантливой. Волнение выдавал только румянец, выступивший на щеках. Она вставила струну, села за арфу – и полились божественные звуки концерта Глиэра. Стоило видеть глаза членов жюри! На последнем этапе кастинг проводили трое альтистов - продюсер оркестра Дмитрий Гринченко, музыкант и педагог Роман Балашов и сам маэстро Юрий Башмет. Все трое оживились, все трое радовались успеху Есении. А «за кулисами» ее ждали аплодисменты таких же конкурсантов, как она, с одной только разницей: их участь еще не решилась.
Сказала слово «участь» - и задумалась. Ведь действительно, тот, кто в дни конкурса лихорадочно репетировал, а потом приходил или приезжал из других городов и весей на прослушивание, – осознавал это как возможность счастливого поворота судьбы. Повезет или нет? Орел или решка? Возьмут - не возьмут?
Привлекала и сама личность легендарного альтиста и дирижера Юрия Абрамовича Башмета, привлекала и возможность попасть в самый центр музыкально-концертной жизни, на самую вершину исполнительского мастерства. Кого-то влекла соревновательность, жажда проверить себя и свои силы.
На этом пути успех ждал тех, кто много и упорно занимался, кто был музыкален и предан своему инструменту. Недавно я писала о взрослой признанной скрипачке Нине Бейлиной, о которой я поняла одно: ее скрипка есть продолжение ее тела, не будет скрипки – не станет Нины.
Примерно то же можно было сказать о некоторых пришедших на конкурс юных музыкантах, чей «музыкальный стаж» был ненамного меньше их возраста.
Вот маленький скрипач Рома из Ростова-на-Дону, к которому Башмет, услышав, как он играет концерт Крейслера, обратился со словами: «Дорогой коллега!». Руководитель Ростовского оркестра, участвовавший в кастинге, пригласил мальчика солировать на детских концертах своего коллектива. Рома из семьи скрипачей, и понятно, что музыкальные семьи дают фору своим чадам.
Скрипачке Ксении из Ростова-на-Дону, играющей концерт Мендельсона, аккомпанировала на рояле мама, которую легко можно было принять за сестру. А педагог у Ксении – бабушка. Или вот этот юный кларнетист в трех поколениях. Наверное, ему легче, чем прочим. Но есть и другие примеры.
16-летняя флейтистка Маша из Санкт-Петербурга, приехавшая на прослушивание в Ростов-на-Дону, вовсе не из музыкальной семьи. Но вот же – победила! Башмет: «У меня нет сомнений, приходи, дорогая!» Дмитрий Гринченко, продюсер: «Для всех остальных городов конкурс для флейты закончен!».
Вот с этим маэстро не захотел смириться. Его решение: «Группа сформирована, но нельзя закрыть инструмент». Я это расшифровала так: "Юные флейтисты, дерзайте – и, если покорите наши сердца, - мы выбьем новые места и все равно вас возьмем!" Как хорошо, когда есть заинтересованность в талантах! Увы, в нашей жизни чаще мы наблюдаем обратное. Как прекрасно, что соревнуются дарования, а не связи, имена и педагоги, что так характерно для взрослого мира и взрослых конкурсов!
Сколько же талантов прошло перед нами за эти восемь серий! Вот 12-летний кларнетист Саид из Казани. Он живет в интернате вдали от родителей уже 4 года, так как в родных Набережных Челнах не учат игре на кларнете. Когда мальчика до прослушивания спросили: «Чем будешь брать жюри?», он ответил не задумываясь: «Музыкой». Но взял он не только музыкой, хотя играл превосходно. Был Саид элегантно одет, красиво подстрижен, великолепно держался. Маэстро сказал мальчику в похвалу: «Ты весь гармоничен, одет прекрасно, сложен...» Ведь то, как музыкант держится на сцене, очень важно, согласитесь.
Даше, 21-летней альтистке из Москвы, уверенно прошедшей отбор, Башмет посоветовал играть перед зеркалом, следить за мимикой... Действительно важно.
За Полину, прилетевшую на прослушивание аж из Южно-Сахалинска, за кулисами болел отец, с виду простой работяга. Весть о том, что дочь прошла, он встретил со слезами: «Сейчас позвоним маме – обрадуем!». И сразу в стык слова Башмета: «Этот свет в окошке очень нужен детям. Человек имеет цель и дело». Действительно, многие из этих детей устремились на конкурс как за синей птицей. Маэстро делал их преданность музыке значимым и важным делом, он давал им полет, мечту...
14-летнюю Леру из Барнаула, прилетевшую на прослушивание в Новосибирск, приветствовали все три члена жюри. Дмитрий Гринченко: «Ты потрясающе владеешь скрипкой!» Роман Балашов: «В таком возрасте и так владеть скрипкой!» Юрий Башмет: «Я поздравляю тебя, родителей, педагога! Ты себе жизнь выстроила – ты попадаешь в оркестр счастья! Но вообще я тебя вижу замечательной солисткой!»
Вообще Юрий Абрамович старался найти слова для каждого участника, проанализировать игру, помочь советом, с некоторыми он проводил настоящие мастер-классы.
У жюри, судившего с азартом, но по-честному, бывали небольшие расхождения. По поводу 10-летней чудо-скрипачки Виолетты произошла между судьями шутливая стычка. Дмитрий Гринченко, чей лучащийся взгляд, как кажется, заряжал музыкантов, посетовал, что девочка-исполнительница слишком серьезна. Роман Балашов шутливо продолжил: «А меня как раз серьезность подкупает». И наконец маэстро Башмет опять же шутливо резюмировал: «Коллеги – изверги, они хотят, чтобы ты с улыбкой играла в миноре. Я тебя жду в Москве».
Случались и настоящие казусы. Руководитель Екатеринбургского оркестра, сидевший в жюри, отругал 19-летнего ударника, после чего маэстро Башмет, не согласившись с коллегой, сделал свой выбор: «До встречи в Москве!»
Бывали и трудноразрешимые коллизии. Вот трое ударников из Новосибирска, выращенные одним и тем же педагогом, влюбившим их в свой инструмент. Все трое играют великолепно. Первая в очереди – девушка. Ее зовут Элеонора, она из семьи музыкантов. Жюри покорено. Гринченко (с блеском в глазах): «Чтобы на малом барабане играть настолько творчески и музыкально!» Элеонору берут. Следующий - Илья. Тоже играет классно. Берут и его, хотя группа ударных сформирована. Третий уже в расклад не попадает. Он младше тех двоих, ему 16. Его обязательно возьмут на следующий год.
Меня поразило, как воспринял свое «непрохождение» этот юноша. Он сказал: «Мне нужно было сыграть лучше, чтобы меня взяли».
Не все находили в себе мужество для таких объяснений. Сколько слез мы увидели, сколько неподдельного страдания на юных лицах! Камера показала прослушивание нескольких ребят, конкурс не прошедших. Некоторым из них маэстро деликатно давал понять, что они занимаются не своим делом. Поймут ли? Бросят ли занятия музыкой? Интересных занятий масса. Но почему-то музыка удивительно притягательна. От нее трудно оторваться. Уверена, что даже если эти «неотобранные» ребята к совету прислушаются, музыка все равно останется в их жизни.
Когда-то свои уроки литературы в выпускных классах российской школы я начинала со слов, что только творчество дает человеку ощущение счастья и бессмертия. А музыка открывает такие горизонты для творчества, что просто кружится голова!
Оркестр счастья формирует Юрий Абрамович Башмет, волшебник, владеющий золотым ключиком. Как же хочется, чтобы у этого Оркестра будущего, который начнет свою жизнь в первой четверти 21 века, было БУДУЩЕЕ. Как хочется, чтобы это будущее было у страны, где взращены юные музыканты! Чтобы не разбрелись они в конце концов по иным странам и континентам, в поисках работы, творчества и счастья!
Напоследок еще об одном юном музыканте. Ему девять лет. И он играет на трубе. Мама его от музыки далека, она говорит о своем Сене: - Он мне сказал: «Мама, когда я рождался, я слышал звук трубы!». В этом есть что-то антиапоклептическое.
Девятилетний Семен играл на своей трубе так, что жюри сошлось во мнении: «Ты будешь концертмейстером трубачей, будешь учить остальных музыкантов». Мальчик был уверен: «Меня возьмут». Но не взяли – не прошел по возрасту. Зато пригласили на следующий год. Еще одно свидетельство того, что совершенства в мире нет. Надеюсь, что и наш Сеня, и другие музыканты, которых в этот раз в оркестр не отобрали, не будут отчаиваться, найдут в себе силы преодолеть обиду и боль. Те, кто предан музыке, уверена, от нее не отступят, ну а другие... Другие найдут себя в чем-то ином. Хочется, чтобы и на их пути встретился кто-то, подобный Юрию Башмету, – и подарил им счастье творчества.
***
Оркестр Будущего. Прослушивание в Ярославле
Оркестр Будущего. Прослушивание в Новокуйбышевске
Все выпуски можно посмотреть здесь