Боттичелли и поиск божественного. Выставка работ Сандро Боттичелли в Музее Изящных Искусств Бостона

Опубликовано: 25 июня 2017 г.
Рубрики:

 Крупнейшая в истории США выставка раннего гения высокого Ренессанса Сандро Боттичелли проходит сейчас в Бостоне (до 9-го июля). Представлены 24 картины из разных галерей мира, включая несколько полотен из флорентийской Уффици, а также из бостонских музеев. Кроме Боттичелли, выставлено небольшое число работ современников художника и его учителя Филиппо Липпи.

Помню из давних лет в какой-то детской книге (Кондуит и Швамбрания ?), кто-то не особенно положительный манерно восклицает: “Примавэра, Боттичелли!” И правда ПримавЭра, ну и еще Рождение Венеры, то есть женщины в прозрачных, развевающихся одеждах с “боттичеллиевскими” лицами – это первое, что приходит в голову.

И хотя эти два шедевра итальянское правительство записало в невыездные, такие женщины на бостонской выставке есть. Это отдельно стоящая Венера из Турина и Афина в Палладе и кентавре из Уффици. И надо сказать, что представляют они эту категорию очень достойно. Венера хоть сейчас готова отправиться в плавание на раковине. Афина мудростью (и красотой) легко укрощает дикого, но колоритного кентавра, хотя и держит в запасе алебарду. Считается, что для всех них послужила моделью одна женщина, Симонетта Веспуччи, рассказ о которой был  опубликован в журнале ЧАЙКА. Замужество ввело ее во влиятельный флорентийский клан Веспуччи. И да, Америго Веспуччи был близким родственником по мужу.

Прекрасно, хотя и ожиданно. Но выставка идет гораздо дальше этого стереотипного образа. Для начала, по разряду божественного здесь проходит далеко не только античность. Есть разумеется несколько мадонн. Они тоже в большой степени того же канона, хотя и не обязательно Симонетты.

Однако одна из картин поражает нестандартными позами. Это Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (Палаццо Питти), Здесь верхняя часть тела мадонны и все тело младенца расположены горизонтально, лицом вниз. Можно было бы сказать, что они смотрят на стоящего ниже мальчика Иоанна, если бы глаза обоих его родственников не были закрыты! На самом деле считается, что мать передает младенца кузену, что называется не глядя, хотя до крещения осталось еще много лет. Эта картина была написана в годы правления Флоренцией Джироламо Савонаролы, строгого монаха с диктаторским уклоном. Античные темы в это время отошли на второй план.

 

Возвращаюсь к мифологии. Мое внимание привлек Суд Париса. Три богини и молодой принц-пастух изображены на фоне уходящего вдаль пейзажа, напоминающего нидерландцев, что не часто встречается у Сандро. Еще более интересен баланс между левой и правой половиной полотна. Слева – Афина, Гера и Афродита, пытающиеся склонить на свою сторону неопытного и подверженного влияниям судью. Справа от Париса – коровы, лошади, овцы и козы, выписанные с таким же вниманием и весом, что и небожительницы.

И наконец в самом центре картины, между Парисом и Афродитой – собака, которая похоже оценивающе смотрит на богиню, готовясь дать совет о правильном выборе нерешительному пастуху. Она играет ту же роль, что и девочка в желтом платье в появившемся на два века позже Ночном дозоре Рембрандта. Оба казалось бы случайных персонажа узурпируют внимание, по праву принадлежащее более важным персонам (к большому неудовольствию почтенных бюргеров заказчиков в случае Рембрандта; греческие богини у Боттичелли промолчали).

Работы современников тоже представлены на высшем уровне. При входе вас приветсвует просветленная мадонна Фра Филиппо Липпи. Смертная маска Лоренцо де Медичи (Орсини Бенинтенди) с его утиным носом и выдающимся подбородком, в торжественном обрамлении, прославляющем деяния правителя прозванного великолепным.

И наконец одна из моих самых любимых картин всей выставки (о вкусах не спорят) – Архангел Михаил и дракон работы Антонио дель Поллайоло. Архангел разумеется дракона убивает, а не беседует с ним о погоде. Это несмотря на то, что миниатюрный щит высокопоставленного воина может легко уместиться в разинутой пасти ползучего гада. На шлеме героя – крылышки, как у Меркурия.

Но больше всего меня впечатлил его роскошный черный с позументом кафтан, очень похожий на кафтаны членов ансамбля грузинского танца, которых я видел недавно в опере Рубинштейна Демон (тоже в Бостоне). Должен признаться, что я наверно неравнодушен к картинам где витязи в блестящих доспехах приканчивают красочных змеев. Мне еще больше понравился Святой Георгий с драконом на выставке Карло Кривелли в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в прошлом году.

 Вот вам мое безусловно персональное впечатление от выставки. Если хотите составить свое, есть еще время побывать в Бостоне, единственном городе США где Боттичелли в этот раз останавливается. Кстати, в этом же музее и в это же время проходит тоже весьма нестандартная выставка Матисс в своей студии, так что есть возможность убить второго крупного зайца в один визит.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки