Неизвестно, по какой причине, на канале КУЛЬТУРА в июле показали фильм о Марке Захарове «Учитель, который построил дом» из цикла «Острова» и два телеспектакля Ленкома - «Вальпургиева ночь», по мотивам Венички Ерофеева, и «Королевские игры» Григория Горина.
День рождения Марка Анатольевича в октябре, 13-го. 2017 год для него неюбилейный (родился в 1933), потому я и пишу, что причина его густого появления на КУЛЬТУРЕ не совсем понятна.
К сожалению, премьеру «Вальпургиевой ночи» на ТВ видела я не до конца (то, что удалось увидеть, показалось очень интересным), а вот «Королевские игры» посмотрела полностью. Спектакль, как часто бывает, обратил меня к истории Англии, а от нее к истории России.
Но сначала о телеспектакле. Он сделан в 2005 году на основе спектакля, поставленного в Ленкоме за десять лет до того по пьесе Григория Горина. А он, в свою очередь, воспользовался для переработки пьесой Максвелла Андерсона «1000 дней Анны Болейн» (1948).
Марк Захаров сотворил, на мой взгляд, замечательный спектакль-оперу, где драматические артисты не только играют и произносят ритмизованный текст, но и поют под музыку Шандора Каллаша, наделившего каждого персонажа своей мелодией и мелодикой.
Англия 16 века представлена прекрасно стилизованной музыкой, фантастически пышными, как надувные шары, нарядами дам и кавалеров, полуклоунскими гротескными персонажами, на фоне которых развивается история двоих - влюбленного короля Генриха Восьмого и фрейлины его жены, Екатерины Арагонской, Анны Болейн, ставшей затем королевой Англии.
Великолепен Александр Лазарев-младший в роли короля, в его исполнении фигуры страшной и притягательной одновременно, хороша и его партнерша Наталья Стукалина, сыгравшая капризную и дерзкую красавицу, которой было суждено всего два года пробыть английской королевой и закончить свои дни на эшафоте.
Конечно же, нужно отметить игру Леонида Броневого, циничного и пустого герцога Норфолка, своей смертью однако показавшего, что английский аристократ не потерпит унижения.
Посмотрите спектакль – не пожалеете. Но я – о другом. Мне пришло в голову, что король, прозванный в потомстве «Синяя Борода», бывший старшим современником Ивана Грозного, во многом его напоминает и, в то же время, чем-то от него отличается. Исследуем же, как говорил когда-то Сократ, природу этого сходства и различия.
Читала про короля Англии Генриха VIII, что был он человеком чрезвычайно вежливым, писал дамам сердца чувствительные письма. Иван Грозный тоже любил писать письма, правда, не любовные, и не столь чувствительные, скорее – изрыгающие огнь и яд, имею в виду его послания к прежнему соратнику, ставшему перебежчиком, князю Андрею Курбскому.
Оба монарха были весьма образованными. Оба примерно в одном возрасте (17 лет) получили престол, причем Иван Васильевич первым из русских правителей венчался на царство в Успенском соборе Кремля.
Оба одновременно с этим женились. Английский король - на вдове умершего старшего брата Екатерине Арагонской, дочери двух известных испанских монархов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Была Екатерина на шесть лет старше супруга, очень набожна, к тому же, дети от этого брака не жили.
Посему, увидев в свите королевы симпатичную фрейлину Анну Болейн, король решил аннулировать свой брак и жениться на ней, но встретил сопротивление Папы Римского. Тогда упрямый Генрих решил порвать с католической церковью и объявил себя главой протестантской – англиканской - церкви. Так в Англии началась Реформация.
Иван Грозный выбрал себе невесту сам, устроив специально для этого смотр невест. И случилось это, как и в случае Генриха VIII, сразу за получением царства. Первый его брак с Анастасией Захарьиной длился 13 лет до ее смерти в тридцатилетнем возрасте.
Что до церкви, то отношение к ней царя Ивана вполне определилось после убийства Митрополита Московского Филиппа Колычева.
Был Филипп сродни древним пророкам, не боявшимся обличать царей. Боярин, он ушел на Соловки, принял там постриг и жил простым монахом, после смерти игумена сделался игуменом Соловецкого монастыря, преобразовав и украсив весь остров.
Став Митрополитом Московским, он пытался наставить царя, ограничить его лютость, остановить казни. Когда беседы наедине не помогли, Филипп произнес проповедь, обличающую царя-изверга, прилюдно, в Успенском соборе. Вспоминаю, что есть эта сцена в "Иване Грозном" Сергея Эйзенштейна. Но там, как вспоминается, смысл сцены в том, что пастырь не хочет делить власть с царем. Реальный митрополит выступил с обличением царя-душегуба. Даром ему это не прошло. Он был сослан в монастырь, а потом задушен, по царскому приказу, кровопийцей Малютой Скуратовым.
Таким образом, оба монарха с церковью были не в ладах. Ставили себя выше ее иерархов, уничтожали их по своей прихоти.
И у Синей Бороды, и у рыжебородого Ивана Грозного было шесть жен. У Ивана, возможно, семь или даже восемь. Понятно, что никакая церковь не допустит такого количества браков. Но обоим почему-то очень хотелось жениться. Это при том, что оба были сластолюбцами и, кроме жен, имели бесчисленные связи на стороне.
Про Генриха мне неизвестно, а насчет Грозного предполагается, что он страдал «дурной болезнью» и лечился от нее лекарствами, включающими ртуть и мышьяк. Еще одна версия, объясняющая наличие в его останках двойной дозы этих веществ, - отравление. Что ж, вполне возможны оба варианта.
Все жены Грозного кончали плохо, рано умирали или были насильно пострижены. Марфа Собакина, также выбранная на смотре невест, о судьбе которой Римский-Корсаков написал замечательную оперу «Царская невеста», умерла через две недели после замужества. Разве что последняя царева жена Марфа Нагая пережила царя и сделалась важной персоной в Смутное время, признав в Самозванце сына, царевича Димитрия.
Шесть жен Синей Бороды тоже кончали плохо. Двух – Анну Болейн и Кейт Говард - он послал на эшафот. Одна, Джейн Сеймур, умерла родами; еще одна, Анна Клевская, была провозглашена «сестрой» монарха. И только последняя, Катерина Парр, дважды овдовевшая до того, как Генрих на ней женился, пережила супруга и, более того, меньше чем через год после его смерти снова вышла замуж.
И Генрих Восьмой, и Иван Грозный во второй половине жизни отличались подозрительностью и страшной жестокостью, оба казнили напропалую врагов и друзей. Правда, Синяя Борода не был таким изувером и садистом, как российский государь. Не слышала, чтобы он пытал и истязал собственноручно. Своих детей он также не убивал. Но на его совести смерть Томаса Мора, смерть проводника Реформации Томаса Кромвеля, знаменитого поэта Генри Говарда. А также еще 72 тысяч граждан страны.
Сколько тысяч своих соплеменников истребил Грозный – не знаю, цифр не встречала. Но известно, что центральные районы при нем обезлюдели, страна была опустошена нерадивым управлением, войнами и опричниной и вполне готова к последующей смуте, свистопляске на троне, иноземному нашествию и появлению Самозванцев.
Генрих и Иван умерли приблизительно в одном возрасте, англичанин в 55 лет, русский (в котором каких только кровей не было!) в 54 года. Оба в последние годы жизни были дряхлыми физически и не могли передвигаться самостоятельно. Оба остались в истории как жестокие безжалостные правители.
А разница? Я же обещала сказать, в чем они разные? Извольте.
Генрих Восьмой был человеком европейского Возрождения, да ужасным, страшным, но несшим на себе его отпечаток. Писал дамам куртуазные любовные послания. Анна Болейн могла от него потребовать сделать ее королевой. И он – как истинный рыцарь – выполнил ее требование. Да, потом он ее казнил, но на то и самодур.
Кстати, казнил он Анну по-особому. Выписал из Франции специального палача, рубившего головы не топором, а саблей и с одного раза. Королевский гуманизм...
А какова история с его четвертой женой, Анной Клевской! Она начиналась просто как канцона, написанная новым сладостным стилем. Генрих увидел портрет кисти великого Гольбейна – и влюбился в женщину на портрете. Как же это похоже на то, что описано французским менестрелем Жофруа де Рюделем, влюбившимся по портрету в принцессу Мелисанду Триполитанскую и отправившемуся на ее поиски!
Нужно однако сказать, что случай Генриха английского с сюжетом менестреля совпадает только в первой половине. Увидев принцессу из Дюссельдорфа, Генрих гневно обратился к Томасу Кромвелю, привезшему Анну в Англию: «Где ты нашел это чучело?» Брак получился фиктивный, а Кромвель поплатился за «сватовство» головой, будучи обвиненным в ереси и госизмене. Умели короли маскировать истинные причины немилости! Как же похожи на них современные правители!
От Генриха Восьмого рукой подать до Елизаветы Первой, рожденной несчастной Анной Болейн и вошедшей на престол через 11 лет после смерти отца (1558). Елизавета начала Золотой век Англии, при ней творил Шекспир, гений европейского Возрождения...
Согласитесь, Ивану Грозному далеко до куртуазного английского короля. Хоть и был он его младшим современником, но жил в эпоху Средневековья. А про Возрождение, которое происходило на чуждом Западе, даже и слыхом не слыхал. И знаете, мне сдается, что некоторым российскими правителям полюбилась эта ситуация. Где-то там на Западе одна эпоха сменяет другую, идет развитие, прогресс, а в России все то же Средневековье. А причина, как вы понимаете, одна - Иван Грозный, его такой привлекательный для российской власти пример.
___________
«Королевские игры» (фильм)
***
Руки прочь от Навального и его соратников!