Хочу поделиться с вами мыслями, которые возникли у меня после прочтения статью Н.Яковлевой “Доказал ли омский академик теорему Ферма?” (“Чайка”, №17, 2 сентября 2005 г.) Я помню одного ферматиста, которого я видел на мех-мате МГУ в 1967 году. Он появился у нас на 16 этаже с криком: “Труженника науки затирают!” Мы, студенты, обступили его, и он достал толстую рукопись с решением теоремы Ферма. Уже на первых страницах у него обнаружили ошибку в применении формулы теории чисел. Потом я узнал, как много ферматистов одолевают мех-мат своими доказательствами, которые иногда нелегко опровергнуть.
Характерная особенность всех ферматистов: попытки найти “элементарное” доказательство. Это не случайно. В основном ферматисты — математики–любители, современной математикой не владеют и даже не представляют, с какими глубокими и сложными разделами математики соприкасается теорема Ферма. Математики-профессионалы никогда не будут искать “элементарного” решения теоремы Ферма, понимая, что это напрасная трата сил и времени. Герой статьи А.И.Ильин по своему поведению значительно отличается от типичных ферматистов, которые, в массе своей, честные и искренние люди, хотя, возможно, сумасшедшие. Он не посылает свою рукопись в математические организации, а предпочитает знакомить со своими результатами журналистов и “коллег-технарей”. Думаю, в глубине души он понимает, что математики укажут ему на ошибку.
К сожалению, журналистка здорово переврала историю доказательства теоремы Ферма. Решение для четвертой степени дал не Эйлер, а сам Ферма. Эйлер дал решение для третьей степени (с одним большим пробелом). Решение для пятой степени дали не Лежандр и Гаусс, а Лежандр и Дирихле (Гаусс принял участие в устранении пробела в доказательстве Эйлера.) Решение для седьмой степени дали не Ламе и Дирихле, а Ламе и Лебег.
Марк Каплан (Балтимор)
Добавить комментарий