В прошлом самый богатый россиянин, а ныне самый знаменитый российский заключённый Михаил Ходорковский, уведомил через своих адвокатов избирательную комиссию, что намерен из тюрьмы вести предвыборную борьбу от университетского избирательного округа Москвы за место депутата Думы. Глава Центризбиркома Александр Вишняков заявил, что у Ходорковского есть право выставить свою кандидатуру, поскольку приговор ещё не вошёл в силу.
А позволяет ли американское законодательство выставлять свою кандидатуру на выборах заключённому, и было ли нечто подобное в недавней истории США? Вот что ответил вице-президент Американского совета по внешней политике в Вашингтоне Кайл Паркер:
— Относительно недавно такой вопрос возник в связи с бывшим конгрессменом-демократом Джеймсом Трафикантом из штата Огайо, осуждённым по обвинениям во взяточничестве, вымогательстве, фаворитизме, фальсификации налоговых документов... Конгрессмен отказался от помощи адвокатов и защищал себя в суде сам. Он доказывал свою невиновность и объяснял обвинения личной неприязнью к нему некоторых важных лиц. После осуждения он заявил, что из тюрьмы будет баллотироваться в Конгресс. По ряду причин этого не произошло. Но он пытался вести избирательную борьбу из тюрьмы.
— Верите ли вы, что российские власти позволят Ходорковскому выиграть на выборах?
— Выиграть? Вряд ли. Я даже не думаю, что дело дойдёт до участия в выборах. Победе должна предшествовать большая работа по привлечению поддержки среди избирателей. На мой взгляд, Ходорковский широко известен в России, но это не означает, что он широко популярен. Что же касается власти, то, конечно, его победа на выборах никак не входит в планы Кремля.
— Возможно Ходорковский понимает это. Зачем же он тогда затевает избирательную компанию?
— Я думаю, что шаги такого рода предпринимаются для того, чтобы быть на поверхности, чтобы имя не сходило с первых газетных полос, чтобы напоминать людям о себе... У нас в США любой человек, даже подозреваемый в преступлении, может объявить себя кандидатом в президенты, хотя все, в том числе и он сам, понимают, что шансов на победу никаких. Но человек идёт на это либо ради каких-то иных планов, либо чтобы обратить внимание общественности на какую-нибудь острую проблему.
— Видите ли вы в Ходорковском реального и авторитетного политика со своей программой демократического будущего России?
— Нет. Я вижу в Ходорковском одного из миллиардеров-олигархов, которому будет очень трудно найти достаточно поддержки и сочувствия среди избирателей, с трудом сводящих концы с концами, озабоченных заработком на пропитание и опасающихся, что зимой не будет горячей воды и тепла в квартирах. Я не думаю, что кандидатура Ходорковского получит достаточное количество голосов. Последние выборы (хоть и, возможно, не совсем честные) показали, что большинство россиян всё же устраивает нынешняя власть, что люди отвергают радикальные идеи. Чтобы Ходорковскому быть избранным, ему надо провести огромную предварительную работу среди населения и изменить настроение людей.
Пока же Кайл Паркер сомневается, что у Ходорковского есть политическое будущее.
Добавить комментарий