Комментарий к статье "Ю. Терапиано. Зороастрийская легенда об Александре Грибоедове"
По-моему, бред. Обстоятельства гибели Александра Сергеевича Грибоедова хорошо известны. Хотя и не были правдиво оглашены нашими добродетельными историографией и литературоведением. Конечно, персы его ненавидели и за то, что он, в качестве переговорщика, еще недавно навязал Персии мир с территориальными потерями и с огромной контрибуцией, и за то, что взимал сам эту контрибуцию, в качестве посла. Особенное озлобление вызвало требование выдать русских дезертиров, ставшиx пехотинцами и артиллеристами персидской армии, и армян, выразивших желание уехать в Россию. Бежал в русское посольство обладавший государственными тайнами чиновный евнух, который вдруг решил вернуться в селение детства, находившееся в Араратской долине. Были изъяты из гаремов персидских вельмож две армянки, которые вовсе не хотели расставаться с мужьями и детьми. Тут окончательно погубил русского посла его дворовый человек, он же его единокровный брат от крепостной Александр Сергеевич Грибов (знатные люди давали внебрачным детям усеченные фамилии). Этому Сашке многое позволялось и он пристал к этим женщинами, которые выбежали к уже скапливавшейся на площади толпе и начали кричать, что слуга русского посла пытался их обесчестить. Дальнейшее известно. Нет никаких оснований думать , что спасся автор "Горя" (вряд ли маги вселили в него творческое вдохновение для сочинения сей пьесы, которой он был весьма недоволен и , хоть и тщетно, мечтал о новой - трагической). Другоe дело, что в гробу подлинна только рука. Трудно было кого-то опознать в той кровавой свалке.
Терапиано (он был собственно Тер-Акопян) известен в парижской эмиграции своим зороастризмом и вообще тягой к Ирану, куда он ездил. Стихи его, на мой взгляд, посредственные, но собратья-изгнанники его весьма ценили.
Да, зороастрийцы живут в основном, в Индии.Тела покойников нельзя предать ни огню, ни земле, ни воде. Я в Бомбее видел, как летают грифы над "башнями молчания", расклевывая трупы умерших.
Самый поразительный материал о зороастризме и более древних иранских верованиях - в сочинении тибетолога(!) Бронислава Ивановича Кузнецова о религии бон. Этот Кузнецов готовил научную базу для беллетристических фантасмагорий Л.Н. Гумилева. Кузнецов обратил внимание на старинную тибетскую карту мира. Совершенно, казалось бы, бессмысленную, ибо нет ничего общего с реальными очертаниями стран, островов. Собрание квадратов и параллелепипедов.Но направления указывались верно и названия угадываются. Я горжусь, что сам по искажающей транскрипции вычислил название города Экбатаны, одной из столиц ахеменидского Ирана (правда, угадывалось, что речь идет о Персии). В итоге вырисовывается картина, объемлющая весь древний и средневековый Восток... Дело в том, что религия бон, существующая и доныне, по преданию основана беглецом из Экбатан, добравшимся до Тибета через Среднюю Азию.Это религия воинственная, ее мистические упования обращены к пресловутой Шамбале, которая на поверку оказывается ничем иным, как Персией, родиной главного пророка. На Тибете столетиями шла кровопролитная война между буддистами и сторонниками бон, приходили к власти то те, то эти. Наконец произошло примирение, и "чёрная религия бон" уже давно считается одной из школ буддизма. Но это политичное решение, на самом деле - ничего общего.
Исследования тибетских документов показали кое-что важное и для библеистики. "Книга Эсфирь" казалась ранее позднейшим текстом, относящимся к эллинистическому времени. Но выяснилось, что она куда древнее, и Эсфирь была женой не Артаксеркса, а Ксеркса. Ко времени которого относится религиозная революция, выразившаяся в разгроме старой жреческой религии и замене ее зороастризмом. Эти события были связаны с репрессиями, коснувшихся жрецов. Что касается восторжествовавшего Зороастра (Заратуштры), то указывается, что он был принцем и мать его произошла из города в названии коего угадывается Иерусалим. Сходство между зороастризмом и иудаизмом давно отмечено (прочем, при разности некоторых основных положений). Но давно существует мнение, что на евреев повлияла иранская демонология и представление о мире ангелов. Однако в свете изысканий, неясно кто на кого оказал влияние. Таким образом история Эсфири, Мардохея и врага их Амана вписывается в древнеперсидскую коллизию.
Очевидно, один из уцелевших крупных жрецов спасся и добежал до Тибета. В новейшее время возникли догадки, что на Тибете сохранилась основа древнеарийской религии. На Тибет на случайно ездили Рерих с Блюмкиным. Оттуда предлагалась духовная помощь новорожденной Советской России, но Ленин и Троцкий презрели баснословную Шамбалу. Всё же тов. Сталин был более чуток к мистике. Однако инициативу взял другой ученик Гурджиева, т.е. Гитлер. На Тибет за тайнознанием ездили экспедиции, организованные Гиммлером и Розенбергом. Между прочим, на развалинах рейхсканцелярии были найдены трупы двух десятков тибетцев в эсэсовской форме.