Скончался Стивен Хокинг

Опубликовано: 14 марта 2018 г.
Рубрики:

 

Вот и закончились великие мучения великого ученого. В ночь с 13 на 14 марта скончался всемирно известный британский астрофизик Стивен Хокинг.

Когда в 1963-м, в самом расцвете лет и сил, у Стивена проявились первые симптомы грозной болезни, врачи вынесли мрачный приговор, сообщив, что жить ему осталось не более двух лет. Но болезнь прогрессировала значительно медленнее, чем они ожидали. Вопреки всем законам медицины, наперекор жестокой Судьбе он просуществовал в полностью отказавшем ему теле более полувека, и в возрасте 76 лет у себя дома, в Кембридже, тихо-мирно ушел в вечность. 

Его теории Большого взрыва и Черных дыр известны всему миру. Несомненно этот человек обладал огромным даром и беспредельной волей к жизни. Трудно даже сказать, что больше будоражило воображение и привлекало внимание общественности – его научные теории или способ выражения обездвиженного ученого, превратившегося в единое целое с инвалидной коляской и разговаривающего через специально для него созданные приспособления.

Несмотря на свое плачевное физическое состояние, Хокинг познал жизнь во всей ее полноте – пережив любовь и два развода, став отцом трех детей, любящих его и гордящихся им. И даже отважился в 66 лет испытать захватывающие ощущения невесомости. Это был полет на самолете, который двигался по специальной траектории таким образом, что внутри салона возникало кратковременное состояние невесомости. Момент, когда Стивен парит в воздухе, запечатлен на видео. Пережитые ощущения ему так понравились, что он дал согласие стать одним из первых пассажиров частного космолета компании Virgin Galactic, начало вылетов которого было запланировано на 2009 год. Увы, не получилось, причем по вине не Стивена, а компании. 

А самое главное, несмотря на то, что жестокая Судьба обрубила все возможные контакты этого человека с внешним миром, заперев его мозг в отказавшееся от него тело, он сумел не только остаться верным избранному пути, но и найти способ (в чем ему помогали «всем миром») доносить до людей плоды работы своего по-прежнему ясного ума.

«Хотя мое будущее накрыла туча, я с удивлением обнаружил, что наслаждаюсь жизнью в настоящем даже больше, чем прежде, – рассказывал о себе Хокинг студентам с кафедры университета. – Я начал добиваться прогресса в своих исследованиях. Моя цель проста: это полное понимание Вселенной, почему она такая, какая есть, и почему она существует вообще.» 

«Если бы физики могли сформулировать универсальную «теорию всего», чтобы объединить все, что они знают о Вселенной, если бы такая теория была найдена, – размышлял он, атеист по убеждению, в одной из своих книг (в «Краткой истории времени»), – тогда мы точно узнали бы замысел Бога.» 

Изучая Вселенную, он пришел к вполне закономерному выводу, что лишь очень редкие ее формы позволили бы таким существам, как мы, воспользоваться ими для нашего обитания. «А значит, наше присутствие выбирает из этого обширнейшего массива только те вселенные, которые совместимы с нашим существованием. Хотя мы мелки и незначительны в масштабам космоса, это делает нас, в некотором роде, лордами творения», - делает заключение Хокинг с гордостью за землян. (Напомним, что для англо-американцев God и Lord – синонимы.) 

Наиярчайший и наинесчастнейший представитель рода человеческого, крупнейший космолог мира, один из наиболее влиятельных физиков-теоретиков нашего времени, с мнением которого давно уже привык считаться весь ученый мир. Господь Бог наградил его ясным и прозорливым умом, но отнял способность пользоваться собственным телом. Он принял свою судьбу безропотно и с достоинством. И, благодаря беспрецедентной помощи веривших в него людей самых разных профессий, остался в гуще жизни. 

Стивен Хокинг родился в 1942 году – в день 300-летия со дня смерти Галилео Галилея, что, учитывая избранную им профессию, довольно символично. (А для мистиков – повод считать, что душа Галилея нашла свое новое воплощение в теле Хокинга.) Он поступил в Оксфордский университет, затем перешел в Кембриджский, чтобы изучать космологию. Все шло, как нельзя лучше, его интеллект прокладывал ему дорогу в светлое, интересное будущее... 

Но в 21 год Стивен вдруг начал замечать, что беспричинно спотыкается. Диагноз оказался страшным и редким – боковой амиотрофический склероз (болезнь Лу Герига), поражающий двигательные нейроны, в результате чего сначала наступает общий паралич, а потом отказывает и дыхательная мускулатура. Человек, как правило, умирает от удушья. Лишь 10–20% больных удается протянуть максимум 10 лет. За всю историю мировой медицины с таким диагнозом удалось выжить только двум больным – американскому гитаристу Джексону Бекеру и Стивену Хокингу.

В 23 года, уже пользуясь палочкой, Стив встретил в университете девушку по имени Джейн. Зная о его неизлечимой болезни, она пожелала взять судьбу юноши в свои руки. Они поженились и, прежде чем он (к 30 годам) оказался окончательно прикованным к инвалидной коляске, Джейн успела родить ему троих детей и помогла защитить диссертацию.

Прогрессируя год от года, болезнь оставила функционирующим практически один лишь мозг. После того как Хокингу удалили трахею, в 1985-м, он лишился и голоса. Тогда же, из-за тяжелого воспаления легких, он перенес подряд несколько операций, в результате которых впал в коматозное состояние. Спасли его буквально чудом. Но теперь уже Стивена обслуживал целый штат медсестер и аппаратура жизнеобеспечения. Цифровой синтезатор речи, закрепленный на его коляске вместе с компьютером, частично вернул Хокингу контакт с внешним миром, позволив ему не только общаться с близкими, но и «читать» лекции.

Синтезатор речи это электронный механический голос без модуляций, звучащий через динамики. Стивен писал фразу на экране компьютера и давал команду на ее звуковое воспроизведение. В среднем получалась дюжина слов в минуту. Такое медленное общение возможно, скажем с врачом или близкими, но не с большой аудиторией. И Стивен придумал собственный метод: он заранее вводил текст в память компьютера, а потом, пользуясь пультом управления (а работал у него от всего тела лишь один палец), выдавал во время лекций фразу за фразой в нужном ему темпе.

Общаясь со слушателями, студентами в частности, которые его обожали, Стивен умудрялся проводить свои лекции и доклады так живо, доступно и интересно, перемежая их остроумными шутками, что аудитория слушала его на едином дыхании, реагируя на шутки дружным смехом, а в конце стоя благодарила ученого долго несмолкающей овацией. 

А потом общаться с окружающим миром ученому-гению помогала специально для него разработанная компьютерная система, способная анализировать движение его зрачков, переводя их в набор слов. Другого доступа к его мозгу, увы, уже не было.

Брак с самоотверженной Джейн, длившийся 20 лет, закончился разводом, причем по инициативе Стивена. По одной версии, супруги не сошлись во взглядах на религию (Джейн христианка, а Хокинг в своих трудах доказывает, что Вселенная безгранична, а потому в Боге не нуждается), по другой – Стивен бросил ее, влюбившись в свою сиделку, Элайн Мэйсон, которая стала его второй женой. 

До этого Элайн была замужем за талантливым инженером-изобретателем Дэйвидом Мэйсоном, сконструировавшим специально для Стивена, трудами которого он восторгался, цифровой синтезатор речи. Хокинг к тому времени превратился уже в обтянутый кожей скелет, не владеющий собственным телом и голосом, не способный держать даже голову. Этот человек, как бы независящий уже от материального мира, являл собой некий совершенный разум, заключенный в жалкую, бесполезную оболочку... 

На фоне полнейшей физической немощи путь Хокинга-ученого не может не вызывать восхищения. В 32 года он был избран членом Лондонского Королевского Общества – редчайший случай для такого возраста (только Исаак Ньютон сей чести удостоился в 29 лет), затем – членом Национальной Академии Наук США. В 37 лет он – снова по стопам Ньютона – возглавил кафедру прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета, (хотя, по его собственному признанию, после окончания средней школы математикой никогда отдельно не занимался). И оставался на этой должности до 70 лет.

Изучая фундаментальные законы, управляющие Вселенной и избрав для себя основной областью исследований космологию и квантовую гравитацию, Хокинг опубликовал целый ряд научных трудов, мгновенно получивших всемирную известность. В их числе книга «Крупномасштабная структура пространства-времени». Доступным живым языком, без утомительных математических формул и мудреных терминов, популяризатор теоретической физики изложил свою теорию возникновения и развития Вселенной. А все математические выкладки, объясняющие и подтверждающие его версию, он поместил в отдельное издание, поскольку они «нечитабельны и неинтересны» для обычного человека. 

Стивен Хокинг, как никто и никогда, считает ученый мир, был близок к созданию общей теории поля, способной объединить и определить все процессы взаимодействий в природе. Он подошел к самому порогу раскрытия тайн Вселенной. «Очень скоро, – обещал он, – мы узнаем ответы на самые главные вопросы: кем или чем был создан мир вокруг нас, каким образом и с какой целью.» 

Последняя книга ученого – «Краткая история Времени – от Большого Взрыва до черных дыр», вышла тиражом 25 млн экземпляров, что для научной литературы больше, чем бестселлер. Его теория «испаряющихся» черных дыр получила в астрофизике новый, вошедший в учебники, термин: «излучение Хокинга». 

Будучи прикованным к инвалидной коляске и вынужденный отдавать слишком много времени на поддержание жизни в своем атрофированном, бездействующем теле, он успевал не только писать книги, но и выступать с публичными лекциями, ездить по разным городам и странам... озвучивать сам себя в мультипликационных сериалах (срисованный с него образ ученого-инвалида). 

Выступая с лекцией в Белом доме, по приглашению тогдашнего президента Билла Клинтона, Хокинг давал вполне оптимистичные научные прогнозы на грядущее тысячелетие. А несколько лет спустя вдруг начал высказывать совсем иные – пугающе-мрачные опасения, вроде как предчувствуя близкую гибель Земли – от природного катаклизма, ядерной войны, генетически модифицированного вируса или каких-либо иных причин. Ближайшие 150-200 лет, прогнозировал Хокинг, станут для жителей планеты последними. И если часть человечества переживет эти годы, сможет найти иные методы и формы существования, то дальнейшее его развитие будет проходить уже за пределами Земли. Он настоятельно советовал незамедлительно заняться поисками иной, пригодной для жизни планеты.  

Уже другой президент США, Барак Обама, собственноручно надел на грудь Стивена Хокинга синюю ленточку с медалью Свободы – самой почетной наградой США, вручаемой гражданским лицам, отметив тем самым бесценный вклад выдающегося британского астрофизика, «современного Эйнштейна», как его называют, в мировую науку. На церемонии награждения Обама сказал: «Со своей инвалидной коляски Стивен Хокинг провел нас в самые дальние и странные области Вселенной. Он расширил границы нашего воображения и продемонстрировал нам всем силу человеческого духа здесь – на Земле». 

Взгляды Хокинга на мир, эволюцию и человечество не просто суперсовременные, но порой и экстравагантные. Он, к примеру, не считал человека венцом творения и был убежден, что ему нужно совершенствоваться – но не путем саморазвития, а с помощью научно-технических средств, таких как киборгизация, генотерапия и пр. Слишком быстрое развитие компьютерной техники, говорил он, таит в себе весьма серьезную угрозу всему роду человеческому: «В отличие от нашего интеллекта, производительность компьютеров удваивается каждые 18 месяцев. Опасность, что у них возникнет интеллект и они покорят мир, вполне реальна.» Предлагая, как выход из грядущего тупика, искусственное усовершенствование своих генов или слияние человеческого мозга с компьютерным (то, что сейчас активно пропагандирует Илон Маск), он добавлял: «Нам придётся пойти этим путём, если мы хотим, чтобы биологические организмы по-прежнему превосходили электронные». 

Не все соглашались и с его мрачными предостережениями землянам, что общаться с представителями инопланетных цивилизаций крайне опасно. «Нам всего лишь следует взглянуть на самих себя со стороны, – говорил он, – чтобы понять, что жизнь может принимать такие формы, что с ней нам лучше не встречаться... Более развитая инопланетная жизнь может оказаться захватнической, стремящейся колонизировать планеты, которых она достигает... Если инопланетяне на самом деле посетят нас, я думаю, для нас итог будет таким же, как для американских индейцев, когда Христофор Колумб впервые ступил на территорию Америки.» 

Над фразой ученого стоит задуматься, в первую очередь, американским политикам и правителям. И покраснеть, если они еще не утратили эту способность.

О том, как относился этот поразительный человек к собственной жизни и смерти, говорит следующее его заявление: «Поддерживать в человеке жизнь вопреки его воле — это абсолютное унижение. Я начну думать об эвтаназии, если стану обузой для окружающих или когда мне будет больше нечего дать человечеству... Будь я проклят, если соберусь умирать, не раскрыв новых тайн Вселенной». Тайны Вселенной, превратившие ученого в «чистый разум», явно взяли верх над страхом быть обузой. 

Некто Стив Коннор, будучи научным редактором журнала Independent, незадолго до своей смерти написал: «В эзотерической сфере интеллектуальных усилий, проделанных самостоятельно, Стивен Хокинг был гигантом, как Исаак Ньютон, на плечах которого разместятся будущие поколения ученых». И с этим нельзя не согласиться.

 ***

Стивен Хокинг в невесомости 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки