В советской стране церкви были разгромлены, многие священники уничтожены. Вместо общения с Богом предлагалось общение с парткомами и месткомами, и если проблемы не решались, то подключались добрые дяди из КГБ.
И еще кое-что поменялось после революции. Интеллигенция решала помимо научных, проектных, технических и других вопросов ещё и сельскохозяйственные - по сбору урожая, которые поставила перед ней партия и советское правительство.
В те советские годы я и начал работать в Проектно-конструкторском бюро по проектированию оборудования для производства древесно-стружечных плит.
С конца лета до конца октября в нашей конторе проходила мобилизация людей на сбор урожая в колхозах Калужской области. Это было важнейшей задачей трудового коллектива. Здоровых и больных, старых и молодых людей посылали жить и работать в эти колхозы, которые получали дармовую рабочую силу. Спали на матрасах вповалку не раздеваясь.
Было холодно и сыро. Людям, не имевшим навыки работы на полях, предлагалось делать это в любую погоду с утра до вечера. Приходилось стоять целые дни в позе рака, добывая морковку и картошку для всей нашей дружной и многонациональной страны. Кандидаты и доктора наук стояли в этой далеко не гордой позе неделями, между тем, многие колхозники в это время похмелялись с утра, с усмешкой посматривая на «интеллигентов», выполняющих за них их работу. Да, замысел Ильича удался вполне – интеллигенция была унижена до предела. Кого интересовали дикие убытки от использования такого непрофессионального труда?
Я сопротивлялся отправлению в колхоз из последних сил, но иногда в деваться было некуда и приходилось туда ехать. И вот один раз нас послали работать в очень далёкий район, куда вела только одна дорога, по которой в дождь нельзя было проехать на грузовой машине. Это была жуткая глухомань. Было мне тогда двадцать семь лет, но выглядел я очень молодо и для солидности отрастил бороду. Может быть, моя борода и стала причиной дальнейшего...
Конечно, я общался с местными жителями, которые были довольно открыты. Мы говорили обо всем на свете, даже на божественные темы...
И вот однажды вечером, к дому, в котором мы жили, подошла целая делегация старушек и попросила меня выйти во двор для переговоров. Это было довольно странно, и я даже не предполагал темы разговора, но вышел к ним из уважения к пожилым женщинам. Они были очень вежливы и уважительны.
Но их предложение было настолько необычным, что застало меня врасплох. Оно было для меня приятным, но абсолютно нереальным. Они сказали, что доверяют мне - и предложили идти священником в их приход. Жильём и едой меня обеспечат. Я потерял дар речи от неожиданного предложения. Людям во все времена нужны посредники между ними и Богом – связующее звено, с которым можно обсудить любые вопросы и проблемы. Покаяться, спросить совета...
Жить одному в этом мире очень тяжело, и без какой-то моральной поддержки для многих, может быть, и невозможно. Религия и выполняет эти функции через своих посредников. Коммунисты разрушили вековые обычаи, а взамен не придумали ничего путного. Я поблагодарил старушек за доверие и ответил, что, к сожалению, не могу быть у них священником, так как являюсь иудеем, а не христианином. Но, конечно, я был приятно удивлён.
Эх, мечты, мечты, может быть, если бы я родился в нормальной стране, то мог бы стать хорошим раввином – мне это нравится, это по моему складу. Но - не сложилось, а сельскохозяйственным работником, несмотря на постановления партии и правительства, так и не стал – душа не приняла.
Добавить комментарий