Продолжение. Начало см. здесь
Ну, а как же порой выглядит Лиля Брик на полках книжных магазинов?
Перед нами солидный академический том: Бабенко В.Г. Музы русской литературы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 – 344 с. 52 л. илл., 2000 экз. Ее автор – «известный ученый и писатель, многие годы посвятивший изучению мировой литературы»
На обложке 9 женских портретов, среди которых два связаны с именем поэта Владимира Маяковского. Это Лиля Брик и Татьяна Яковлева. Первая из них – его «главная» Муза, которой он посвятил всё свое творчество. Не осталась обделенной и вторая из них, его парижская любовь, которой он тоже посвятил два замечательных стихотворения. И открывая этот солидный том, мы вправе увидеть там очерки, посвященные им.
Но что это? Глава 4 озаглавлена «Владимир Маяковский и Элли Джонс» (?!) Да, в 1925 году поэт был, как говорится, в длительной служебной командировке в США, где познакомился с ранее переехавшей туда немкой из Советской России Елизаветой Зиберт (в американском варианте Элли Джонс). Между ними завязались любовные отношения, и через положенное время, уже после возвращения поэта на родину, у нее родилась дочь. Вот практически и вся история, связанная с ней. Никакой Музой Маяковского она не была, никаких стихов он ей не посвящал и присутствие ее в этом «сборнике Муз» весьма сомнительно. Это прочувствовала, по-видимому, и редакция, поместив примечание, что «она не всегда разделяет мнение автора» и поместив, уже от себя, портреты двух женщин, которые заслуживают это звание.
А вот небольшая книжечка с броской фотографией на обложке. Это «литературно-художественное издание», вышедшее в конце прошлого года:
Маяковский В. Барышня и хулиган: стихи, поэмы, пьесы, киносценарии / Владимир Маяковский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 448 с., 4000 экз. – (Азбука-классика).
По первым трем разделам сборника: «Стихотворения», «Поэмы», «Пьесы» замечаний у нас вроде бы и нет. А вот четвертый раздел «Киносценарии» следует рассмотреть подробно.
В него включены четыре работы: «Не для денег родившийся» [1918], «Барышня и хулиган» [1918], «Закованная фильмой» [1918] и «Как поживаете?» [1926].
Но, позвольте! Перу Маяковского принадлежит только последний из них. Киносценарии первых трех, в которых, правда, снимался В.Маяковский, тоже были написаны им, но до нашего времени они, к сожалению, не сохранились, и либретто фильмов были написаны уже после его смерти другими людьми (либо с их слов), соответственно – Л.А.Гринкругом, А.В.Февральским и Л.Ю.Брик1. Эти тексты позднее были опубликованы2 с указанием их фактического авторства. В рассматриваемом нами сборнике они безапелляционно приписаны В.Маяковскому, без каких-либо пояснений, да еще для правдоподобности со смещением даты их якобы создания на даты выхода фильмов в свет.
Но, если, как говорится, театр начинается с вешалки, то книга – с обложки.
Прежде всего, название. Оно неуместно в авторском сборнике, если помещенные в нем тексты принадлежит, как мы показали, не ему, а о съемке фильма под этим названием, в котором снимался поэт, ничего не говорится. Нет, скажем, даже кадров из этого фильма, который, к счастью, сохранился до наших дней.
Теперь об иллюстрации на обложке. В примечании к ней сказано: «В оформлении обложки использован фотопортрет Маяковского и Лили Брик».
Да, это – известная в «маяковсковедении» фотография указанных лиц, сделанная неким Г.П.Ясинским в Крыму в июле-августе 1926 года. Л.Ю.Брик была тогда там на съемках короткометражного документального фильма «Евреи на земле» в качестве ассистента режиссера А.Роома, а В.В.Маяковский находился в поездке по городам Крыма с чтением лекций о поэзии и своих стихов. Тогда же он, по просьбе Л.Ю.Брик, сделал надписи к немому фильму «Евреи на земле», которым она занималась.
Но какое всё это имеет отношение к содержанию сборника и его заглавию? Никакого.
При взгляде на заглавие книги и фотографию, помещенную под ним, непроизвольно возникает ассоциация, что некая «Барышня» - это Лиля Брик, а «Хулиган» - Владимир Маяковский, не как киногерой, а, как говорится, в действительности.
К фильму же «Барышня и хулиган» Лиля Брик вообще никакого отношения не имеет, ни к сценарию, ни к съемкам (в роли «барышни» снималась актриса Александра Ребикова), а ее фотография на обложке помещена только для привлечения внимания к самой книге.
А вот книжная реклама в том же книжном магазине с вульгарной картинкой на обложке и броским названием «Брик, Лиля Юрьевна» (?!) Пытаемся разобраться.
Нет, оказывается, никакого отношения эта реклама к Л.Ю.Брик не имеет. Это так называемая акция изготовления книги по требованию заказчика и ее авторы Джесси Рассел и Рональд Кон описывают здесь условия и технологию выполнения заказа. Бумага – офсетная (белая), обложка – цветная мягкая, текстовый блок (включая иллюстрации) – черно-белый, скрепление блока – КБС. Срок изготовления – около 5 рабочих дней.
А содержание? Любое – по выбору заказчика. Текст и иллюстрации будут подобраны в Интернете, как из Википедии, так и из других доступных сетевых ресурсов, и как честно признаются составители, будущая книжка «не будет содержать никаких аналитических материалов, выводов, оценок морального, этического, политического, религиозного и мировоззренческого характера в отношении главной тематики, представляя собой исключительно фактологический материал».
А при чем здесь Л.Ю.Брик? Совершенно ни при чем. Можно заказать книжку, например, о Надежде Константиновне Крупской. Только кого же привлечет сегодня ее реклама?
Бросается в глаза реклама электронной книги «Пятьдесят оттенков любви. Свадьба и развод по-русски» (М.: Изд-во Рипол классик, 2013).
Читаем ознакомительную информацию о ней: «Катя – давно и счастливо замужем. На ее 39 день рождения любимый муж дарит ей поездку на экзотический курорт. Сначала она не хочет ехать одна, так как никогда и никуда не ездила без мужа, но под натиском уговоров подруги все же решает поехать. В первый же день своего пребывания на курорте ей суждено встретить там странного незнакомца, который ведет себя необычно и вызывающе, разрушая все ее привычные представления о хороших манерах и пределах допустимого. Поначалу отталкивающие, их отношения с каждым днем становятся все более близкими и притягательными. Ей предстоит испытать множество новых ощущений, о которых она никогда ничего не знала. Смелые сексуальные эксперименты, участницей которых ей суждено стать, перевернут с ног на голову все ее представления о жизни, сексе, любви и самой себе. Но, нарушив все запреты, обретет ли она свободу, о которой постоянно говорит ее новый спутник или еще больше увязнет в догмах и стереотипах?»
Кто же автор столь увлекательного чтива? Читаем здесь же, на обложке: «Ляля Брик».
Ну да, конечно, кто же, как не скандально известная Муза Маяковского? И только повнимательнее приглядевшись, замечаем, что здесь не «Лиля», а «Ляля». Кто же это такая? Никогда не встречал эту однофамилицу. Перерыл весь Интернет и разные литературные справочники, но никаких сведений о ней не обнаружил. Скорее всего, это литературный псевдоним, взятый как раз специально для привлечения читателей (покупателей). А что? Находка удачная.
Редакция ЧАЙКИ поздравляет Анатолия Валюженича с днем рождения и желает ему долгих лет жизни, наполненных творчеством, и продолжения сотрудничества с нашим журналом.
---------------
1. Маяковский В.В. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 11. С. 696-697.
2. Там же. Т. 11. С. 481-485.
Добавить комментарий