Александр Кантор - московский архитектор, правнук архитектора, внук двух художников, сын историка и художницы.
В своём дипломном проекте при окончании МАРХИ он представил оригинальную конструкцию здания гостиницы «Москва», которую тогда как будто бы собирались сломать. Сделав в Москве серию архитектурных проектов, он создал свою студию Inventing Architecture, работает над диссертацией и преподаёт в своём институте. На днях в архитектурном журнале «Татлин» опубликована его статья «Гнездо для человека. Архитектурная сказка», являющаяся, по словам автора, манифестом и сказкой одновременно.
Мне интереснее всего в этой, я бы сказал, философской работе, словесные формулы, которые я и хочу предъявить читателю, наряду с графикой Ильи Кантора. Надеюсь, кого-нибудь они тронут.
Итак, формулы:
…Профессия <архитектора>особенная: это и искусство, апеллирующее к чувствам, это и ремесло, требующее мастерства, это и миссия, предполагающая самопожертвование.
Каждый архитектор — свой мир… Каждый человек — своя мечта…
Город отталкивал человека своей холодностью, порядком.
<Человек> пытался бежать, пробовал превратить город в сад, но каждый раз обнаруживал в себе необъяснимую привязанность к городу.
Он осознал, что Город — это его самоопределение, форма жизни человека на планете.
Город дал человеку почувствовать свою индивидуальность.
…Человек стал вить городские Гнезда…
В Гнездах человек хотел укрыться от остального Города, который так его отталкивал.
Город является Формой жизни человека на планете.
Город определяет наличие контраста общественного и индивидуального пространств.
Город как Новое Естественное — генератор социума, в котором так нуждается человек.
Архитектура нашего времени — это «обживание» города, формирование в ней черт Естественной среды.
В поисках своего Дома, человек искал убежище внутри себя.
Архитектура становится слепком нашего Сознания, эмоций и чувств.
Сознание постоянно требует упражнений, игры ума…
Структуры, заложенные в Сознании, психике человека, материализуются в городские Гнезда…
При этом каждая структура — каждое Гнездо — индивидуальный микс, бульон, носитель своего эмоционального нарратива…
Основа структур — наша способность их воспринимать.
Структура создает законы, позволяющие формировать из форм и пространств Среду.
Гнезда — это слепок наших представлений об идеале…
Гнезда — это архитектурное воплощение нашего понимание города как естественной среды человека.
Ценность — это не новизна Формы, а новизна среды.
Форма — как отпечаток среды, изъеденная пешеходными тропами и Пространствами, обладающая бесконечным Разнообразием, которое свойственно лишь природе.
Пространства, разделенные не только для разных активностей, но и для разных Ощущений.
Примечание.
Я знаю Илью Кантора с пелёнок (это мой двоюродный внучатый племянник) и не ожидал от него размышлений такого высокого уровня.
Интересно, есть ли на вашингтонщине и среди читателей интернт-журнала и альманаха «Чайка» архитекторы и философы, которым будут интересны эти размышления молодого действующего архитектора, очень любящего свою профессию?