Селигерский Берендей. Александр Брянцев. К 135-летию со дня рождения и 80-летию парусного спорта на Селигере

Опубликовано: 3 октября 2018 г.
Рубрики:

 Предисловие Татьяны Белогорской

 

Первого января 2010 года по электронной почте я получила обращение от неведомого мне Льва Рыбакова. Оказалось, что он и его жена Ольга читали наброски к моим воспоминаниям о Селигере, предоставленным Краеведческим музеем города Осташкова. (Книга "Селигер: от рассвета до рассвета вышла в 2014 году ). Привожу выдержку из письма адресата.

 "Татьяна Анатольевна! Хочу Вам сказать, что мы испытали истинное наслаждение, читая Вашу рукопись. Читали ее в собственном селигерском доме, очень похожем на ваш довоенный "прянечный домик" в деревне Никола Рожок. Читали не каникулярный летний период, а в предновогоднее время в деревне Дубье в 20 км. от Рожка. На Селигере это время не менее прекрасно, чем летнее".

 Так началось наше регулярное общение с Рыбаковыми, длящееся по сей день.

 За прошедшее время мы обменялись множеством писем, фотографий, книг, статей и стихов (последние собственного изобретения). И это при том, что по причине разделяющего нас Атлантического океана никогда не встречались. Из присланных мной американских желудей Лев вырастил молодые дубы.

 Рыбаковы - люди особого склада, приближенные к естественной среде. Они срослись с уютом местной природы и историческим наследием Селигера. Когда из-за погодных условий обрывается связь с внешним миром, Лев отдает дань Шекспиру, Пушкину, Киплингу... 

 Изучение края для него не имеет конца. Краеведение и литература стали его второй профессией. Он локатор времени и живой путеводитель, то есть сам по себе исторический факт. В его книгах и статьях, составленных на обширном документальном материале, закреплены результаты поисковой деятельности. Связанные с Селигером люди для него не тени прошлого, а живые лица. Им изучены десятки церквей и монастырей с их престолами и именами священников, погостов, архитектурных ансамблей, воссоздана история деревень... За книгу "От Ботовской волости до поселения" Рыбаков был награжден дипломом и признан лучшим селигерским писателем. Работа "Булонский лес", названная по аналогии с предместьем Парижа, знакомит с довоенной историей создания дачного поселка (К нему имели отношения мои родители). В ней речь идет о присутствии на Селигере ученых и деятелей искусства - академика Николая Качалова, экранного Чапаева Бориса Бабочкина, поэтессы Натальи Крандиевской -Толстой... В книге "Земля, опаленная войной" прослеживается судьба Селигера в годы отечественной войны.

 Поздравляя Льва Анатольевича Рыбакова с его очередным днем рождения, желаю ему здоровья и неугасающей творческой энергии в избранном им деле.

 Чикаго, сентябрь 2018 г.

 

 ***  

 

Шли предвоенные годы. Основатель ленинградского Театра Юного зрителя на Моховой Александр Александрович Брянцев, профессиональный моряк, большой любитель водных путешествий на байдарке под парусами отправился на Селигер в лето 1934 года. Местом жительства была выбрана деревня Неприе, ближайшая к лодочной верфи, на которой была заказана байдарка, оснащённая двумя парусами. Дали ей имя «Конёк-Горбунок» в честь названия знакового спектакля ленинградского ТЮЗа на Моховой.

 За Брянцевым потянулись на Селигер его творческие друзья и знакомые, актёры ленинградских и московских театров, танцовщицы и танцоры Кировского театра, композиторы и писатели. Всем им озеро понравилось своей красотой, тишиной, дешевизной и качеством продуктов, особенно молочных, рыбных и даров леса, коими издревле славился селигерский край.

Работая над статьёй о деятелях искусства, обосновавшихся в довоенной деревне Неприе (1), я из-за широты материала не прибегал к ссылкам на документы из архива ЦГАЛИ этих людей. Теперь пришло время обратиться к архиву Александра Александровича Брянцева. С одной стороны, этот интерес вызван наличием в архиве уникальных документов, связанных с жизнью знаменитых фамилий на летнем Селигере, и с другой стороны - с обострившимся ныне интересом к возрождению парусного флота на озере.

«В 1931 году Центральным Советом туризма в осташковские озёра была послана группа исследователей, имевшая задание подыскать место для базы туристов. Группа, конечно, остановилась в Неприе. В 1932 году здесь началось строительство турбазы…» (2). К 1936 году турбаза принимала около 500 человек с обеспечением жильём и питанием в столовой, рассчитанной на одновременное обслуживание этого количества отдыхающих. Большим подспорьем в обеспечении столовой свежими овощами стало строительство подсобного хозяйства на 75 парниковых рам. К этому же времени водно-спортивный инвентарь турбазы был чрезвычайно разнообразен и богат: 55 байдарок, 14 гребных лодок, два швертбота и 7 ботиков. Из моторных судов за турбазой числилось 6 катеров и одна парусно-моторная лодка (3). Такой результат был достигнут не только за счёт закупок, но и благодаря строительству специальной судостроительной верфи, укомплектованной опытными судостроителями-практиками из числа местных жителей-осташей. Директором верфи (база ОПТЭ) был назначен энтузиаст парусного спорта на Селигере Василий Иванович Брызгалов**. Большие сложности возникли у директора с получением чертежей для строительства парусных яхт компромисс, наилучшим образом приспособленных к плаванию в акватории Селигера. 18 сентября 1936 года он пишет А. А. Брянцеву (4):

 Уважаемый Александр Александрович!

Пользуясь Вашим словом содействовать в получении у т.Шедлинга*** копии чертежей яхты компромисс прошу Вас не отказать в любезности переговорить по этому вопросу с т. Шедлингом и содействовать в получении этих чертежей для Селигера.

Был в Москве и получил хороший выговор за то, что не построил яхты. Теперь меня обязали за зиму построить 2 яхты компромисса**** длиной от 10 – 14 метров по палубе. Чертежей же яхт компромиссов с малой осадкой я не нашел в Москве. План постройки судов на Селигере дали очень большой и я боюсь, что весь его не выполню!

Приедете летом и сразу увидите сдвиг в работе водной станции в сторону развития парусного спорта.

Ваша байдарка, как и другие суда, убраны и осталось на воде только 1 швертбот, 15 байдарок и 2 ботика. Народу на базе очень мало.

 

С приветом В.Брызгалов

В архиве А.А.Брянцева, переданного в ЦГАЛИ его сыном Александром после смерти отца, сохранились бесценные рукописные стихи и письма Натальи Васильевны Крандиевской-Толстой, с которой Брянцева связывали дружеские многолетние связи, отчасти благодаря жизни на Селигере. Одно из её селигерских стихотворений было посвящено Александру Александровичу (5):

 Ал. Ал. Брянцеву

Белой яхты движенья легки,

Ускользающий парус всё меньше.

Есть на свете ещё чудаки,

Что влюбляются в яхты, как в женщин.

Эти с берега долго глядят

На гонимую ветром Психею,

На её подвенечный наряд,

На рассыпанный жемчуг за нею…

В архиве сохранилось письмо на открытке, на которой изображен дом туриста в Полново (6). В другом письме на открытке, написанной из блокадного Ленинграда 1943 года (рис.4), Наталья Васильевна вспоминает Селигер. Поэтому приведём этот автограф полностью (рис.5) (7).

 

    

 

  

 

Брянцев с семьёй приезжал летом на Селигер каждый год вплоть до начала Великой Отечественной войны. И всегда вспоминал эти годы, проведённые на нашем озере, с большой теплотой и радостью. Ещё и потому, что осознавал свою причастность к развитию парусного спорта на Селигере. В заключение не могу удержаться, чтобы не опубликовать для читателя фотографии А.А.Брянцева на Селигере (рис.6-7) и водного праздника, проводившегося работниками водной базы в августе 1935 года (рис.8 -10). Фотографии праздника были предоставлены мне из архива селигерской художницы Татьяны Алексеевны Кипарисовой, отец которой Алексей Альфредович Генке несколько летних сезонов работал до войны у В.И.Брызгалова инструктором по парусному спорту. Среди спортсменов, прошедших практику на Селигере до войны (10), был 13-кратный чемпион СССР в классах Л-3, Л-4 и 5,5м Константин Владимирович Александров (1920-1987), сопровождавший первую флотилию яхт из Ленинграда в Москву в 1936 году. 

 

 

 

 

 

 Литература

1. (20) Л.Рыбаков. Это было до войны в деревеньке Непри. Край Селигерский (газета), №2-3 от 15 и 22 января 2010 г. 

2. (284) В.Кульбицкий, Т.Богданов, К.Гусев. Селигер. Путеводитель по озеру. Осташков, 1936, с.17.

3. (285) То же, с.19.

4. (286) Фонд А.А.Брянцева. ЦГАЛИ Р-396, опись 1, дело №204, 1-2 л.

5. (287) То же. Опись 1, дело №579, л.2.

6. (288) То же. Опись 1, дело №371, л.4.

7. (289) То же. Опись 1, дело №371, л.6.

8. (282) А.А.Брянцев. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма. М., ВТО, 1979, 296 с.

9. (283) То же, с.129.

10. (290) Туристический флот на Селигере. Журнал «Катера и Яхты», 1997, №2 (162), 100 с.

11. (92) А.В.Кобак, Ю.М.Пирютко. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М., из-во Центрполиграф, 2011, с.418.

*Александр Александрович Брянцев (Берендей, Хозяин, Папаша, Всесоюзный тюзовский староста) (1883 – 1961). Главный режиссёр ленинградского ТЮЗа, народный артист СССР (1956). Лауреат Государственной премии (1950). Организатор и один из основателей отечественного театра для детей. Сейчас Санкт-Петербургский ТЮЗ носит его имя. Открыватель Селигера для творческих кругов Москвы и Ленинграда. Большой любитель хождения по Селигеру на байдарке под парусами и профессионал парусного спорта, стоящий у основания этого вида соревнований на Селигере. На здании театра (Санкт-Петербурга, Моховая ул., д.35) установлена мемориальная доска: «Здесь с 1924 по 1961 год работал основатель и бессменный руководитель Театра юных зрителей, народный артист СССР Александр Александрович Брянцев». Одна из улиц Петербурга носит его имя. Был награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1946, 1953), орденом «Знак Почёта» (1957), медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 250-летия Ленинграда». Автор воспоминаний (8). Похоронен на Волковском кладбище (Литераторские мостки) (11).

**Василий Иванович Брызгалов – директор водной базы рядом с деревней Неприе и Бараново. Опытный специалист малого судостроения. Автор книг: Разборная байдарка. М., ОГИЗ, Физкультура и туризм, 1935, 120 с.; М., Физкультура и туризм, 1938, 140 с.+ 8 чертежей. Автор статей в журнале «Катера и Яхты» №29 и №48 (10). 

***Феликс Максимилианович Шедлинг – крупный профессионал в области строительства парусных и моторных судов. Автор ряда книг по судостроению: «Парусные модели. Руководство для изготовления самоходных моделей парусных яхт». Л., Судпром гиз, 1941, 60 с.; «Постройка шлюпок. Часть 2. Моторные шлюпки». Судопроэкт, 1930.

****Яхты-компромисс – это яхты, имеющие, так называемый, тяжёлый шверт. Балласт в таком шверте придаёт яхте дополнительную остойчивость. Балласт при прохождении мелководья и подходу к пирсу должен оперативно подниматься командой яхты.

***** Данные из фонда ЦГАЛИ Санкт-Петербурга получены по договору 31с от 18.06.2018 г. Автор приносит благодарность петербуржцу Геннадию Ивановичу Шабатуре за большую помощь в работе над статьёй.

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки