110 лет тому назад, 30 сентября (по старому стилю) 1908 года в Московском Художественном театре состоялась премьера пьесы Мориса Метерлинка «Синяя Птица» в постановке Константина Сергеевича Станиславского. В истории мирового театра вряд ли найдётся пьеса, которая исполнялась бы на сцене одного и того же театра на протяжении более века.
Морис Метерлинк родился в 1862 году в Генте (Бельгия), в состоятельной семье. Получив юридическое образование, он едет в Париж, но, вместо занятий юриспруденцией, целиком посвящает себя литературе. Склонный к метафорам и символизму, Метерлинк пишет, в основном, сказки и пьесы. В 1906 году он создаёт пьесу «Синяя птица».
В 1911 году Метерлинку присуждают Нобелевскую премию по литературе «за многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией». Скончался Морис Метерлинк в возрасте 87 лет в Ницце, Франция.
Сюжет пьесы «Синяя птица» поэтичен.
В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? −«ей хочется быть счастливой».
Фея отправляет детей на поиски Синей птицы — птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды, Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души — символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши — идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие − Кошка и Ночь − пытаются помешать.
В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». Во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы.
В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, но есть и прекрасные и добрые. А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Радость Материнской Любви.
Всюду, где побывали дети, они видели птиц, которые казались синими, но ни одна из них не была той Синей птицей. И только, когда дети снова возвратились домой, наиболее похожей оказалась горлица, которая принадлежала Тильтилю. К сожалению, подаренная больной девочке птица принесла ей радость лишь на мгновение, поскольку она вырвалась из рук и улетела.
Счастье нельзя задержать, присвоить, приручить. Оно всегда впереди, всегда в мечтах и надеждах, за ним нужно идти всю жизнь, ища его повсюду - прекрасное, светлое, неуловимое. Таким представляется главный символ драматической сказки Метерлинка.
История постановки пьесы «Синяя птица» в МХТ необычна. «Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский.
С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908, в дни празднования десятилетия МХТ.
Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, отверг использованный драматургом сценический язык и изменил предложенные пьесой условия игры. Он построил спектакль как взрослую, а не детскую фантазию, воплотив на сцене, то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», что окружает человека в жизни.
Вспоминая позднее о премьере, Станиславский писал: «Спектакль имел очень большой успех». «Синяя птица» сделалась мечтой всех московских детей, – писал он Метерлинку через месяц после премьеры, – Целые школы и отдельные семьи присылают ко мне депутации и прошения, написанные неуверенным детским почерком, с просьбой достать билеты на «Синюю птицу».
Автором музыки к спектаклю стал русский композитор еврейского происхождения Илья Александрович Сац, ученик Сергея Ивановича Танеева, с 1906 года − заведующий музыкальной частью и дирижёр МХТ. За время работы в Художественном театре он написал музыку к 16 спектаклям, но самым лучшим и до сих пор исполняемым произведением является музыка к спектаклю «Синяя птица».
Илью Саца приглашали в Париж и Мюнхен, знаменитый берлинский и венский режиссёр Макс Рейнхардт желал видеть его автором музыки к своим спектаклям. Но жизнь композитора оборвалась слишком рано − в 37 лет. Музыкальная критика о нём писала: «Несмотря на то, что Сац всю жизнь проработал в очень узкой области, он создал подлинные маленькие шедевры.
Его музыка поражала острыми звучаниями, оригинальными гармониями, тесно сочетаясь с настроением данного драматического момента».
Созданные художником Владимиром Егоровым − учеником знаменитого архитектора Ф. Шехтеля, декорации и эскизы к «Синей птице» стали одной из важных составляющих успеха спектакля.
Перед автором изобразительного ряда постановки стояла чрезвычайно сложная проблема − воспроизвести сценическими средствами образы неживых предметов: молока, сахара, воды, не говоря уже о таких явлениях, как ночь, сон, насморк, свет, огонь.
Особое внимание было уделено костюмам и гриму актеров, чтобы соответствовать сюжету, где один из героев отламывал себе пальцы и они вырастали вновь, под покровом ночи танцевали тарелки, оживали души людей и божества потустороннего мира. Фотографии персонажей пьесы, датируемые 1908 годом, наглядно показывают, сколько труда и изобретательности в создание спектакля вложили художники, костюмёры, гримёры МХТ.
Любознательный читатель может ознакомиться с более чем двадцатью фотографиями действующих лиц спектакля на сайте https://foto- history.livejournal.com/6705064.
Невозможно сосчитать, сколько поколений гимназистов и гимназисток, школьников и школьниц, октябрят и пионеров, детей, родившихся в XXI веке, пришедших на спектакль с мамами-папами, с учителями, с родными и знакомыми людьми, прошли длинной вереницей вслед за Тильтилем и Митилью в поисках Синей птицы. Наверняка среди читателей нашей заметки найдутся те, кто побывал на этом легендарном спектакле Московского Художественного театра.
Давайте же помнить завет мудрого бельгийца: «Обыкновенно нам не хватает не самого счастья, а умения быть счастливыми».
Добавить комментарий