17 апреля президент Украины Петр Порошенко, после встречи 9 апреля в Стамбуле со Вселенским патриархом Варфоломеем, заявил, что Украина близка к созданию единой Автокефальной Поместной Церкви. "На сегодняшний день Украина как никогда близка к появлению в Украине собственной Автокефальной Пометной Церкви", - заявил он на встрече с председателями парламентских фракций относительно обращения к Вселенскому патриарху. "Это засвидетельствовала не только позиция Вселенского Патриарха, но и позиция членов Синода", - подчеркнул Порошенко.
Раскольнические движения на Украине возникли с 1990 года. Сегодня там сосуществуют три крупные ветви православия, практически не общающиеся между собою. В течение четверти века Русская православная церковь не сумела ликвидировать это противоречие. Украинская Церковь Московского патриархата, находящаяся в непосредственном подчинении Москве (12 с половиной тысяч приходов), Украинская Церковь Киевского патриархата (около 5 тысяч приходов) и Украинская Автокефальная Церковь (около тысячи приходов). Четвертая ветвь – греко-католики, совершающие богослужение по православному обряду, но находящиеся в подчинении Ватикану.
Сегодня РПЦ МП – из числа православных Церквей – наиболее многочисленная. Но если 12 тысяч украинских приходов выйдут из ее состава, она уравняется по численности с Элладской Церковью. Кто-то считает, что ничего страшного не произойдет. Тлеет надежда, что в Украине постепенно будут уврачеваны церковные расколы. Киево-Печерская лавра будет использоваться всеми ветвями украинского православия. Киев по-прежнему останется Матерью городов русских. До сих непонятно — на кого из предстоятелей трех ветвей Украинского Православия делает ставку Константинополь? Главы УПЦ КП (патриарх Филарет (Денисенко), которому в этом году исполнилось 89 лет) и УАПЦ митрополит Макарий не признаны ни одной из пятнадцати Православных Церквей. Вряд ли за ними пойдет паства в случае, если Константинополь дарует Автокефалию. Несомненно, что среди епископата УПЦ МП найдутся архиереи, которые поддержат Константинополь. Не пойдет ли за ними их паства? Не произойдет ли еще один раскол?
В середине июля состоялся визит делегации Константинопольского патриархата в Москву для обсуждения лишь одного вопроса – примет ли участие делегация РПЦ в праздновании 1030-летия Крещения Руси в Киеве? Прошедшие переговоры нельзя назвать удачными. Патриарх Кирилл не приехал в Киев на торжества. Накануне визита в Москву делегация Константинополя посетила ряд Поместных Церквей. Состоялся визит в Бухарест и прошли переговоры с румынским патриархом Даниилом. Во всех официальных сообщениях указывается – во время переговоров происходил обмен мнениями по украинскому вопросу. Сессионные заседания синода Константинопольского патриархата проходят ежемесячно. Эксперты считают, что окончательное решение по дарованию Томоса будет принято на одной из сессий – быть может, в ноябре этого года.
Вселенский Патриарх проинформировал Московского патриарха Кирилла 31 августа в ходе встречи в Стамбуле о том, что решение о предоставлении Украинской Церкви автокефалии принято. Согласно заявлению митрополита Галльского Эммануила, Вселенский Патриарх разъяснил российской делегации, что решение принято и процесс предоставления автокефалии уже идет. «Никто не хочет, чтобы был создан еще один раскол, но чтобы было присоединение к Церкви», — сказал митрополит Эммануил. На заявления российских представителей, что на самом деле действия Константинопольского патриархата приведут к новому расколу, митрополит Эммануил ответил, что «Вселенский патриархат не собирается кому-то угрожать».
В начале сентября Константинополь назначил двух экзархов — архиепископа Памфилийского Даниила (с 2008 года — глава Западной епархии Украинской православной церкви в США) и епископа Эдмонтонского Илариона (с 2008 года управлял Западной епархией Украинской церкви в Канаде), которые должны подготовить в Киеве проведение Всеукраинского собора. Оба посланника относительно молоды (им по 46 лет), оба родились и выросли в бывшем СССР. Оба получили серьезное богословское образование за рубежом. Епископ Иларион окончил богословский факультет Университета имени Аристотеля в Салониках, а владыка Даниил — Католический университет Америки в Вашингтоне, а также Украинскую семинарию в США. Украинское правительство уже выделило им корпус в Киево-Печерской лавре, а также взялось обеспечить всем необходимым для работы.
В первую очередь посланникам предстоит провести кропотливое изучение биографий епископата двух непризнанных церквей Украины — УПЦ Киевского патриархата и Украинской автономной православной церкви. Среди епископов этих двух ветвей могут оказаться те, кто поставит под угрозу легитимность предстоящего Собора. Сейчас, говоря простым языком, нужно освободить церковные ряды от тех, кто запятнан сортрудничеством с богоборческими властями или же подлежит запрещению в священнослужении по каноническим причинам. В октябре к двум экзархам в Киеве присоединился митрополит Галльский Эммануил, чтобы ускорить процесс созыва Всеукраинского Собора.
Вторая задача — подготовка Всеукраинского собора, на котором предстоит выработать принципы объединения церквей в единую и избрать предстоятеля, которому будет вручен Томос о независимости. Независимости в первую очередь от Москвы. Обе задачи требуют немало усилий, но епископы достаточно подготовлены, не обременены дурными бюрократическими привычками и владеют современными технологиями. Так, архиепископ Даниил известен тем, что решает практически все проблемы своей епархии в режиме онлайн.
Московский патриархат попал в сложное положение. Решение о предоставлении Украинской церкви автономии было поддержано предстоятелями почти всех православных Церквей. Пока воздерживаются от оценки Болгарская и Грузинская. Сербская, которой сейчас предстоит непростое решение — признать независимость Македонской церкви, также заняла выжидательную позицию.
Решение Константинополя направить в Киев своих специальных посланников вызвало бурю эмоций и слов, но едва ли подобную реакцию можно назвать конструктивной. Не секрет, что российские госструктуры не остаются в стороне от проблем церкви. Со дня на день там, в кабинетах, где осуществляется взаимодействие, ожидаются кадровые перестановки. Весенние выборы несколько замедлили этот процесс, но он неминуемо произойдет — поскольку ответственные работники не сумели решить поставленную перед ними задачу. А вот произойдут ли перемещения в структурах РПЦ? Весьма сомнительно. Там стабильность и преданность считаются важнее прочего.
Если здравый смысл все же одержит верх, то следует ожидать активного участия представителей Москвы в подготовке Всеукраинского собора.
На последнем заседании Священного Синода РПЦ, 15 октября 2018 года, было принято решение о разрыве общения с Константинопольской Церковью, являющейся не только Матерью-Церковью для РПЦ, но и первой по чести Церковью Вселенского Православия, которую в греческом мире и вовсе называют Великой церковью Христовой: «признать невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении». Это означает, что духовенство РПЦ не сможет сослужить вместе с духовенством патриарха Варфоломея, а миряне — причащаться, креститься или венчаться в греческих храмах в Европе, а также в Северной Греции и на Крите. Под запрет попал и Афон — монашеская республика на севере Греции, также относящаяся к Константинопольскому патриархату.
Это реакция на решение Синода Константинопольского патриархата, которое завершилось 12 октября в Стамбуле. На нем было принято решение снять все запрещения, которые были в свое время наложены РПЦ на непризнанного патриарха Филарета (Денисенко) (Украинская Церковь Киевского патриархата) и митрополита Макария (Малетича) (главу Украинской Автокефальной Церкви). Москва считает их раскольниками. Но Константинопольский Синод решил принять предстоятелей двух непризнанных Церквей в том сане, в котором они находились до наложения на них прещений. Патриарх Филарет принят в сане митрополита, но без какой-либо епархии, а митрополит Макарий в сане священника. В ходе подготовки Всеукраинского Собора, на котором должен быть избран единый предстоятель, происходит проверка каноничности поставлений епископата и священников двух непризнанных Церквей.
Сейчас многие задаются вопросом — а если бы РПЦ решила даровать Автокефалию Украинской церкви, Константинополь признал бы ее? Сомнительно. До сих пор Константинополь не признает Автокефалии Американской православной церкви, которая была дарована Москвой в 1970 году. На Украине сегодня существуют три ветви Православия. Произошел раскол, разделивший не только общество, но и многие семьи. Эта трагическая повседневность продолжается 28 лет. Человек приходит в храм, крестит ребенка или отпевает родственника, а потом заходит в соседний храм, который принадлежит Московскому патриархату, а ему говорят: таинства, которые совершены в соседнем храме, недействительны. Надо все делать заново: перекрещивать или отпевать только у нас. Руководство РПЦ, которое считает Украину своей канонической территорией, за эти годы не смогло предложить конструктивных способов преодоления раскола.
Сегодня конфликт вокруг Украины развивается отчасти по сценарию, который произошел в Эстонии в 1996 году. Тогда тоже было разорвано евхаристическое общение между двумя патриархатами, но продолжался он недолго. Обе стороны создали комиссии и регулярно велись переговоры. В Эстонии признаны две параллельные структуры. Между Москвой и Константинополем евхаристическое общение было восстановлено, а на локальном уровне, между двумя Поместными Церквами на территории Эстонии — Эстонской апостольской Православной Церковью, входящей в юрисдикцию Константинополя, и Эстонской православной церковью Московского патриархата, — евхаристических отношений нет.
Пресс-секретарь патриарха РПЦ МП священник Александр Волков заявил, что верующие Русской Церкви теперь не смогут молиться и причащаться в храмах на Святой Горе Афон в Греции, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями». Он пояснил, что разрыв отношений между Московским и Константинопольским патриархатами для «верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и, соответственно, пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах».
Секретарь ОВЦС МП протоиерей Игорь Якимчук заявил, что верующие РПЦ после решения Синода не должны молиться в храмах Константинопольской Патриархии. Он пояснил, что в Турции речь идет о всех действующих храмах Стамбула и о единственном действующем храме в традиционной зоне отдыха российских туристов Анталье. Кроме того, под запрет попадают ряд церквей в Греции — на Крите и островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый большой из которых Родос.
Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион в интервью Би-би-си сказал, что нужно поддерживать отечественные монастыри. Оказывается, россияне за 13 лет перечислили монастырям на Афоне 200 миллионов долларов. Среди благотворителей — предприниматель Аркадий Ротенберг и экс-глава РЖД Владимир Якунин. Не так давно секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак и его заместитель Евгений Ревенко уехали молиться на Афон.
Прекращение евхаристического общения помешает привозить РПЦ МП в Россию святыни из храмов Константинопольского патриархата. Что касается Благодатного огня, то проблем с его доставкой в Москву быть не должно. Принесение в Россию реликвий, которые хранятся в храмах и монастырях Вселенского патриархата (в том числе, на Святой Горе Афон), в ближайшее время вряд ли будет возможным. Об этом пресс-секретарь патриарха РПЦ МП Александр Волков заявил 16 октября, комментируя разрыв отношений с Константинопольским патриархатом. «Принесение святынь совершается по совместной договоренности двух церквей или их отдельных епархий. Сомневаюсь, что в ближайшее время можно будет говорить о таких договоренностях в отношении Константинопольской церкви».
Что касается мирян, что многие православные россияне и выходцы из постсоветских стран, проживающие заграницей, посещают общины Константинопольской Православной Церкви, которой принадлежит большинство православных храмов в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Океании, под омофором которой пребывают монастыри Афона, Финляндская, Эстонская и другие автономные и полуавтономные Православные Церкви. Так было раньше, но сейчас РПЦ запрещает своим верующим участие в таинствах, совершаемых в этих храмах: «Отныне […] для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах». Перед верующими стоит вопрос: хотят ли они сохранить единство с Константинопольской Церковью и полноту общения с Вселенским Православием или же желают самоизоляции, оставаясь в РПЦ. Согласно взгляду самой РПЦ: «В Поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается её богосозданный строй, и она в конце концов лишается благодатных даров Святого Духа, ибо дары эти ниспосланы апостольскому сонму, соединённому любовью».
Но церковные события на Украине развиваются с непресказуемой быстротой. Ожидается, что в конце ноября Киев может посетить Вселенский патриарх Варфоломей. Ожидается приезд предстоятелей и других Поместных православных Церквей. Если к этому времени пройдет Всеукраинский Собор и будет избран предстоятель единой Украинской Церкви, то ему патриарх Варфоломей может вручить Томос об Автокефалии.
Добавить комментарий