“Он всегда был хорошим. Спокойный, не капризный, ласковый ребенок. Прекрасный ученик в школе. До восемнадцати лет прислуживал в алтаре. Потом пошел в колледж. Мы так гордились им — ведь в нашей семье он был первым, получившим высшее образование. Стал любящим мужем, заботливым отцом. Я хотела видеть его священником. Он был рожден для служения Богу — очень честный, очень добрый, благородный и смелый. Но судьба решила иначе”.
Так говорила Роза Фэсс о своем сыне Ричарде. Единственный раз он поступил вопреки желанию матери, предпочтя церковной карьере службу в полиции. Сначала его заботой были преступники-подростки — кошмарное порождение разрушенных семей, матерей-одиночек, насилия, порока и равнодушия. Потом он был переведен в Администрацию по борьбе с наркотиками в городе Феникс (штат Аризона), который в последние двадцать лет стал Меккой метамфетамина — губительного зелья, варившегося (и продолжающего вариться) в лабораториях Мексики и США. После семи лет изнурительной кропотливой кабинетной борьбы с наркоторговцами, Ричард Фэсс сам для себя выбрал ежесекундно грозящую опасностями работу тайного (переодетого) агента и вышел на улицы, где шел торг большими и малыми партиями наркотиков, где царили постоянное напряжение и подозрительность, где за одно только неосторожно сказанное слово, или жест, или взгляд можно было расплатиться жизнью. Фэсс свободно, без акцента говорил по-испански, был обаятельным “свойским” парнем, умел получить ценную информацию и выйти на “оптовиков”. Его смелость, даже лихость, при спокойствии и внутренней силе, всегда восхищали коллег, которые искренне считали Ричарда героем и не стеснялись подражать ему.
30 июня 1994 года Фэсс мог вообще не выходить на работу. На следующий день ему предстояло вместе с семьей — женой и четырьмя ребятишками — перебираться в город Монтерей в Мексике, где он должен был возглавить работу группы американских агентов по борьбе с контрабандой наркотиков в Соединенные Штаты. Жена ждала его, чтобы поехать по магазинам и сделать последние предотъездные покупки. Однако у Ричарда оставалась незаконченной операция, которая для него была исключительно важной: в ней он выступал как “покупатель” десяти килограммов метамфетамина по цене 16 тысяч долларов за килограмм у наркоторговца, именовавшего себя “Анисито” и производившего впечатление чрезвычайно важной персоны в мире наркоторговли. И миллионами долларов. Встреча была назначена на 6 часов вечера в автомастерской около торгового центра Глендейл. Фэсс заехал на парковку и, оставив в машине своего напарника Тони Пилонера, с огромной спортивной сумкой, наполненной “зелененькими”, вошел в мастерскую, где его уже ждали два наркоторговца. Один из них Хуан Васкес, 24-летний мексиканец, выяснив, где деньги и как именно они будут переданы, позвонил Анисито, который должен был привезти наркотики. Ричарду казалось, что дело скользило, как по маслу, по отработанной схеме и до успешного его завершения оставались считанные минуты. Как вдруг второй наркоторговец Рафаэль Рубио выхватил пистолет и наставил его на Фэсса. “Двигай к офису!” — закричал он. И подталкивая дулом в спину, заставил Фэсса идти к конторе, помещавшейся у задней стены гаража. Там уже лежали на полу лицом вниз двое работников мастерских, сотрудничавших с Фэссом. Вытащив наручники, Рубио защелкнул один из них на левом запястье Ричарда. “Считай себя мертвецом!” — процедил он. Фэсс изловчился, свободной рукой вытащил свой пистолет и выстрелил в Рубио, попав ему в правую сторону груди. Но раненный Рубио изловчился выстрелить и выбить пистолет из руки Фэсса. Подбежавший Хуан Васкес приставил свою 45-калиберную “пушку” к голове Ричарда и сделал три выстрела. Четвертой пулей Васкес прострелил ему грудь. Следующими на очереди были лежавшие на полу рабочие. Но тут у Васкеса заел пистолет. Он бросился к своему автомобилю. Туда же впрыгнул истекавший кровью Рубио. Машина укатила. Все произошло так быстро, что ждавший в машине Пеленеро даже не успел сделать ни одного выстрела по промчавшемуся мимо него автомобилю. Двое бандитов не уехали далеко. Всего через несколько минут их догнала полицейская машина.
Но Ричард Фэсс уже не узнал об этом. Спасти его не смогли. В свои 37 лет он стал тридцать четвертым агентом Администрации по борьбе с наркотиками, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
Васкес и Рубио были судимы и приговорены к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение. (Ах, как не любят сверхактивные прогрессивные борцы за что не попадя смертных приговоров! Это в страхе перед ними двум мерзким убийцам суд вынес такой приговор. Кто считает его “более гуманным” и справедливым по сравнению с полагавшейся им смертной казнью, пусть радуется). Однако тот, кто стоял за этим убийством, направляя действия обоих наркоторговцев — “Анисито”, или Аугустин Васкес Мендоза, — остался на свободе и еще шесть лет продолжал жить припеваючи.
Как выяснилось, Ричард Фэсс погиб не потому, что наркоторговцам удалось узнать, кем он был на самом деле. С конспирацией и маскировкой у Фэсса все было в порядке. Но он попался на удочку грабителей из банды, возглавляемой Анисито, чьей профессией было заманивать, грабить и убивать наркоторговцев всех калибров. Банда действовала по четко сработанному методу, который никогда не давал осечки. Анисито, выдававший себя за важного наркобарона, владеющего почти неисчислимыми запасами наркотиков, начинал вести деловые переговоры с перспективным покупателем. Когда они оба — продавец и покупатель — достигали соглашения, покупателю назначалась встреча, на которую он должен был принести всю сумму наличными. На этом этапе появлялись сообщники Анисито. На них возлагалась обязанность изъять деньги, а незадачливого покупателя, в зависимости от обстоятельств, или избить до полной потери памяти, или убить. Фэсс оказался втянутым в этот спектакль. Анисито, сведя знакомство с Ричардом, принял его за крупного воротилу и решил “обработать” посулами продать партию наркотиков. А когда он “заглотнет” крючок, изъять у него наличность, которая обещала быть внушительной. Самого “покупателя” было решено “обезвредить”, что означало: убить. Встреча в автомастерской, так или иначе, должна была кончиться для Фэсса трагически.
Когда стало известно, что сообщники убили федерального агента, Анисито, понимая всю серьезность совершенного преступления, скрылся в Мексике, в штате Мишокан, где семейство Васкес проживает с незапамятных времен и где оно верховодит, держа в повиновении все остальное население, уже несколько поколений подряд.
Аугустин Васкес Мендоза украсил собою список десяти самых опасных преступников, находящихся в розыске. Три раза этот мерзавец был показан на очень популярном телешоу America’s Most Wanted (Особо опасные преступники в розыске) и два раза в передаче “Нераскрытые тайны”. Награда за информацию, которая привела бы к его аресту, составила 2 миллиона 200 тысяч долларов. Однако надежды на то, что он в конце концов будет пойман, шесть лет оставались зыбкими. “Главная причина была в том, что штат Мишокан расположен в труднодоступной горной местности. Жители выращивают марихуану, опиумный мак, варят метамфетамин. Все друг друга знают, и любое новое лицо привлекает к себе внимание — ведь там за каждым тянется хвост преступлений. В 70-х годах туда залетел вертолет с полицейскими на борту. Вертолет потерпел аварию. Полицейские оказались в руках местных жителей. Через несколько дней их нашли закопанными заживо”, — говорит Том Пафанелло, возглавляющий офис Администрации по борьбе с наркотиками в Фениксе.
В деревне, где обитает семейство Васкес, живет всего полсотни человек. Ютятся они в дощатых бараках, где нет ни водопровода, ни канализации, ни электричества, ни телефона. Вся современная техника, помогающая отыскать преступника, включая спутники, с которых можно сфотографировать номера машин на земле, в этом краю оказывалась бесполезной.
Американский агент Майк Хуерто, занимавшийся этим делом шесть лет, чьи волосы за это время из черных, как смоль, стали белыми, как свежевыпавший снег, заявлял журналистам: “На этом деле мы должны бы работать рука об руку с мексиканскими агентами. Но, к сожалению, мексиканские официальные органы все эти годы больше озабочены тем, чтобы мешать нам, а не искать в своей стране своих же преступников. Несмотря на всевозможные торжественные, запечатленные на бумаге решения о совместных операциях против наркоторговцев и контрабандистов, мексиканские власти не спешат сотрудничать с американскими коллегами. Слишком много денег отстегивают им все причастные к наркоторговле и контрабанде. И прилипает эта мзда к рукам не только мелкой сошки, но и больших чиновников в государственных учреждениях”.
И все же, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности, американские агенты в содружестве с мексиканскими коллегами все же сумели схватить неуловимого “Анисито”. После нескольких лет очень сложных переговоров Аугустин Васкес Мендоза был экстрадирован в Соединенные Штаты, в город Феникс (штат Аризона), где он скоро должен предстать перед судом. Ему грозит всего лишь пожизненное заключение. Так говорят два следователя прокуратуры, которые готовят обвинение. Увы, такова Фемида, преступник, подготовивший и осуществивший жестокое преступление и лишивший жизни замечательного человека, не может быть казнен... А жаль...
Добавить комментарий