Когда воскресным днём в каком-нибудь храме Нью-Йорка раз в году проходит церемония благословения животных, я стараюсь не пропустить такое событие.
В этом году благословение проводилось в манхеттенском храме протестатской Объединённой методистской Церкви Христа, причём проводилось двумя пасторами вместе с раввином из соседней реформистской Центральной синагоги.
В очереди на благословение выстроилась огромная очередь. Люди держали в руках или на поводке собак. Кто-то принёс кошек, кроликов, маленьких грызунов. Я помню времена, когда приводили лам, коз, верблюда, питона...
Среди собак было немало старых, больных. Возможно, владельцы надеялись, что благословение поможет их четвероногим компаньонам почувствовать себя лучше и прожить дольше. Одни обращались к пастору, другие к раввину, третьи, на всякий случай, к обоим.
На скамью присел Кёртис Слива, популярный нью-йоркский радиокомментатор, основатель и лидер движения «Ангелы-хранители» по борьбе с уличной преступностью в Америке. Членов этого движения легко узнать по красным беретам и красным курткам. Кёртис Слива держал в руках чёрного кота.
- Я взял его из приюта для бездомных животных, - сказал он.
Рядом с ним был Джон Кациматидис, миллиардер, владелец зданий, авиакомпании, сети продовольственных магазинов «Гристедес», ведущий своего радиошоу и бывший кандидат в мэры Нью-Йорка от Республиканской партии.
Синди Адамс, старейшая колумнистка газеты «Нью-Йорк Пост», пришла со своей маленькой собачкой.
Многие из тех, кто стоял в очереди, говорили, что они вегетарианцы, не употребляющие пищу животного происхождения. Одни отказываются лишь от мяса. Другие от мяса и птицы. Третьи – ещё и от рыбы. Четвёртые – даже от яиц и молока.
Одну из самых эмоциональных и спорных книг в защиту вегетарианства написал американский историк Холокоста Чарльз Паттерсон. Его книга «Вечная Треблинка» долгое время была бестселлером. Её перевели на многие языки.
В ней автор сравнивает массовое уничтожение людей в концлагерях в период правления Гитлера с убийством животных на скотобойнях в наши дни. Более того, Чарльз Паттерсон видит в бесчеловечном отношении к животным истоки бесчеловечного отношения нацистов к людям.
В бытность корреспондентом Радио «Свобода» я интервьюировал автора книги.
- Почему вы дали столь провокационное название своей книге - "Вечная Треблинка"? – спросил я.
Чарльз Паттерсон ответил:
- Название взято из рассказа Исаака Башевиса-Зингера, еврейского писателя, эмигрировавшего из Польши. Я посвятил ему свою книгу. Главной идеей своей книги я обязан ему. Так вот, в его рассказе старик, переживший Холокост, подкармливает сыром и молоком мышь, которая гуляет по его квартире по ночам. Потом старик заболел, а когда вернулся домой, мышки не было. Он решил, что она умерла, потому что ее никто не кормил. И тогда старик сказал: "По отношению к животным все люди нацисты. Для животных это вечная Треблинка". Вот откуда название моей книги. Мы относимся к животным, как нацисты относились к людям. Для животных же это не просто Треблинка, которая как лагерь прекратила свое существование в 1943-м году, а вечная Треблинка.
- И все-таки, наверное, многие против такого сравнения и забрасывают вас возмущенными письмами....
- Да-да, конечно, очень многие против такой аналогии. Но все они не читали моей книги. Их возмущает только само название. Но еврейские организации, различные еврейские и нееврейские группы, прочитавшие книгу, очень хорошо отзываются о ней. Положительные рецензии дали сразу две израильские газеты, и благодарные письма прислали американские еврейские организации. Тем, кто услышал или прочитал название, может показаться, что автор пытается оскорбить память жертв Холокоста и чувства тех, кто прошел через нацистские лагеря, и спешат с выводами, даже не потрудясь заглянуть в книгу.
- Вы призываете в своей книге вообще отказаться от убийства животных, но одновременно утверждаете, что с огромным уважением относитесь к еврейскому народу и его традициям. Но в еврейской традиции при всей ее кулинарной строгости животная пища занимает очень важное место. Отсюда кошерность мяса, фаршированная рыба, знаменитый так называемый "еврейский пенициллин" - куриный бульон...
- Интересно, что еврейский народ, как и любой другой, как все человечество, питается убитыми животными на протяжении всего своего существования, - ответил Паттерсон. - Но евреи выработали наиболее гуманный способ убийства животного – с наименьшим причинением страданий. По религиозным предписаниям иудаизма нельзя убивать животное без необходимости и с применением жестокости. Примечательно, что в иудаизме издавна идут споры о том, нужно ли вообще есть мясо.
- В чем главная идея вашей книги?
- На примере Холокоста я хотел показать, что бесчеловечное отношение к животным есть проявление звериного начала в самом человеке. Как сказал германский философ Теодор Адорно, переживший Холокост, "Освенцим начался тогда, когда человек на скотобойне сказал: "Они всего лишь животные". Смысл моей книги в том, что тот, кто без сожалений убивает животных, может убить и человека. Это то, что привело мир к Холокосту: поставленная на поток скотобойня. Америка первой применила конвейерное убийство скота на скотобойнях в Чикаго. Генри Форд, в молодости побывав на скотобойне, пришел в восторг от процесса и потом применил его в конвейерной сборке автомобилей "Форд". Кстати, он известен своим антисемитизмом. Гитлер его высоко ценил. Форд – единственный американец, комплиментарно упомянутый в "Майн Кампф". Конвейерное убийство животных привело к конвейерному убийству людей, убийству евреев во времена Холокоста.
- Вы считаете, что прекратив убивать животных, мы прекратим убивать и людей? И что заповедь "Не убий" должна распространяться на всякую тварь божью?
- Да, и Исаак Башевис-Зингер, который еще мальчишкой видел, как на базарах резали скотину, писал, что должна была быть одиннадцатая заповедь "Не убий животного". Так что заповедь "Не убий", применима не только к людям, но и к животным.
...К сожалению, экстремизм наблюдается как со стороны противников вегетарианства, так и со стороны защитников животных. Помнится, в Нью-Йорке члены Общества защиты животных нападали на извозчиков, которые катали туристов в колясках, запряжённых лошадьми. Я, будучи поклонником циркового искусства, не уверен в правоте тех, кто огульно обвиняет всех дрессировщиков в жестоком обращении с животными.
Мне жаль, что из-за таких, часто несправедливых обвинений был вынужден прекратить своё существование самый знаменитый и старейший американский цирк Ringling Brothers and Barnum and Bailey. Но я полностью согласен с мыслью Чарльза Паттерсона, что жестокое отношение человека к животному часто ведёт к жестокому отношению человека к человеку.
Добавить комментарий