Попала я как-то на открытие выставки местных художников из близкой к Фигересу деревни Портбоу. Поскольку в Каталонии не пишет только самый –пресамый ленивый, то выставка портбоуленцев получилась разноуровневая- от профессиональных работ до обыкновенных любительских.
На каждой картине пейзаж самого Портбоу- море и горы на разный манер. Красиво. Но вот заставил остановиться и задуматься вроде тот же самый пейзаж, но на его фоне не существующие наяву древнегреческие скульптуры. Портбоу и древние греки? Почему? Ни до чего не додумавшись, читаю имя автора профессионально написанного полотна- Наталья Веселовская. Сюрприз, наш человек- х удожник из Портбоу? Это же то самое место, где ,,Бог жилетку потерял,,- как говорят каталонцы.
Оказалось, что автора я еще раньше выделила из толпы- невозможно было не выделить. Кустодиевского типа- в лучшем смысле этого понятия- с распущенными темными волосами ниже пояса, с особым прищуром глаз, свойственным художникам, без следа косметики на лице и главное- разливанное море обаяния! Одета, как никто другой! Потому что, художник , модельер, исполнитель своего наряда- она сама! На ее костюмах вышиты вручную обычно или портреты знаменитых художников, или фрагменты их картин, средневековых манускриптов и часословов, или сцены из Библии, или суры из Корана и т.п. Одним словом- личность необыкновенная!
Позже я узнала, что и всё, что окружает Наталью, тоже необыкновенное. У нее чудесная семья- муж Георгий и мама, Тамара Валериановна, -главный помощник дочери в вышивании. Её дом выделяется из ряда других уже тем, что входные двери расписаны ею же алхимическими знаками и символами.
Внутри стены увешаны её собственными работами и картинами знакомых художников. Везде, где можно, стоят артефакты, привезенные из путешествий по миру. Чай в доме подают в антикварных чашках. Гостей, невзирая на ХХI век на дворе, любят. По комнатам величаво ступает корги Агнесса . Две кошки - одна московская ,,дворянка,,, другая приблудившаяся местная - не всегда мирно делят жилое пространство.
В этом доме готовят варенье из собственноручно выращенных лимонов, индийское чатни и омолаживающий крем. Потом раздают знакомым. Невзирая на занятость Наталья активно участвует в жизни своего городка: выставки, ярмарки, народные танцы-сардана и т.д.
Не удивительно, что её углядел среди портбоуленцев местный священник и привлек для волонтерской работы в благотворительной организации Каритас. Ну, кто, как не она с распахнутым настежь сердцем способна на этакое?
-Вообще, я не из тех, кто делает добрые дела,- говорит Наталья,- но уж коли согласилась, работаю. Третий год пошел..
С 1996 года Наталья - член Союза художников России. А до этого были: изостудия Дворца пионеров, художественная школа, Театрально-художественное училище и ГИТИС имени Луначарского, факультет театральной критики.
О присутствии на ее картине загадочных древнегреческих статуй говорит сама автор и становится все понятно:
-Картина ,,Вид Портбоу,,- косвенная цитата ,,Вида Толедо,, Эль Греко - та же композиция, та же фигура, представляющая зрителям город. Добавлены только античные статуи, как бы выходящие из моря- отсылка к временам, когда приморские городки служили убежищем рыбакам и пиратам.
-Наталья, скажите, пожалуйста, чем привлек вас, столичных жителей, скромный Портбоу?
- Портбоу маленький, конечно. Но в свое время это был очень даже влиятельный таможенный город на границе с Францией с двумя казино и двумя кинотеатрами.Здесь я живу, здесь всё, что мне интересно. С легкостью поменяла очень большой город на совсем маленький. Ещё какой-то умный древний грек советовал жителям больших городов пожить в маленьких и наоборот. Плюсы- здесь я знаю всех соседей. Здесь есть море, горы. Что еще нужно человеку? Каталония мне дала всё.Писать и выставляться я начала именно в Портбоу. В Москве я даже не могу представить то число моих выставок, которые состоялись здесь. Портбоу мой город-город художников. Мы все востребованы, все выставляемся.
-Художник, театральный критик... что сподвигло Вас на занятие живописной вышивкой по ткани?
-Сподвиг дефицит красивой одежды в Советском Союзе. Приходилось все шить самой. У меня были друзья из мира высокой моды. Они тогда работали для Жана-Поля Готье, снимали клипы с популярными рок-музыкантами и уже получали призы Грэмми и МТВ. Удивить их было совсем уж трудно, а очень хотелось. Так возникли многочисленные тематические вышивки на моих нарядах. Друзей удивить удалось.
Одна из моих первых работ - восточный кафтан. Персидская миниатюра мне была знакома по Иллюстрациям в БВЛ - если кто помнит 200-томовую литературную энциклопедию- там был том, посвященный ирано-таджикской поэзии. Конечно, я не читала тогда ни Рудаки, ни Низами, ни Хафиза, но с интересом рассматривала иллюстрации к их поэмам. Естественно, первая моя работа, выполненная 30 лет назад, была взята из этого тома БВЛ.
-Текущий год оказался для Вас очень урожайным на приглашения на международные выставки. Можно о них поподробнее?
- Второй год подряд меня приглашают на фестиваль моды и одежды в Иране с работами на исламскую тематику. На моих костюмах вышивки миниатюр из Шахнаме, Низами, оттоманской живописи и каллиграфии.
Довольно самонадеянно учить народ его же истории. Но на выставке в Иране, добродушные посетители иной раз даже возвращались, чтобы уточнить ,какой именно персонаж изображен на платье и откуда взяты стихи - не из Хафиза ли?! Кроме того, на одном из костюмов было вышито моё имя на арабском (как оказалось, с ошибкой) На что мне и было указано.
Конечно, когда-то иранцы все это проходили в школе, но многое забылось,- ведь "Шахнаме" - гигантский по объёму текст,- и здорово, что мои работы явились поводом для дискуссий.
Еще в этом году прнимала участие в испано- арабской выставке в Мадриде, посвященной международному Женскому дню . Это была настоящая великосветская тусовка . И проходила она в замечательном дворце Fernan Nuñes, наиболее хорошо сохранившемся особняке Мадрида. Жаль, что посетителям было некогда - светские обязанности не оставляют времени полюбоваться подлинным убранством дворца, не говоря уже и о представленных нами современными объектами искусства.
Учитывая исламскую направленность выставки, пришлось привезти восточный кафтан с персидскими миниатюрами. Остальные работы были посвящены живописи XIX-XX, представленные легкомысленным Тулузом Лотреком, декупажами Матисса,экспрессионизмом Кирхнера.
В Лондоне до конца мая в музее города Ворчестера будут выставлены два моих костюма- ,,Шахерезада,, Леона Бакста и ,,Полуночное солнце,, Михаила Гончарова. Англичане неплохо помнят Дягилева и его " Русские сезоны". На аукционах и поныне попадаются эскизы костюмов, афиши и плакаты . Нередки и выставки, посвященные знаменитой антрепризе.
-Как Вы считаете, интересна ли зарубежной публике русская тема?
Художников, живущих за границей, нередко упрекают в том, что их работы не несут национального колорита и практически не отличимы от местных художников. Упрек справедливый. Но нам всё кажется, что русская тема может показаться банальной, неинтересной публике. Опыт показывает, что это - заблуждение, и все как раз и ждут этого самого другого," русского"! Всё же остальное в Европе и Америке и так сполна имеется. Поэтому теперь стараюсь привезти на выставку хоть одну "русскую"работу, например "Сказки Васнецова” и планирую пополнить" русскую серию". Кажется, готова замахнуться на матрёшку! А чтобы зрители не заскучали, "поддержу " её японской дарумой , ведь именно она и явилась прародительницей русской игрушки.
-Чем, по-Вашему, можно заниматься, чтобы не жить скучно?
Чтение для меня было и осталось самым большим удовольствием. Конечно, сейчас я уже не делю книги на серьёзные и несерьёзные. Понимаю, что нет никакой разницы - всё служит только к развлечению индивида. Поэтому сегодня читаю комедию Аристофана, а завтра детектив о Ниро Вульфе. Или Историю кастратов.
Вот сейчас изучаю книгу о Марии Стюарт и радуюсь, что так подробно очерчен круг её чтения, что она покровительствовала Ронсару и даже помогла выпустить его первый сборник. Я и вторую специальность выбрала “читающую". На театроведческом факультете ГИТИСа мы, кажется, другим и не занимались.
Из постоянных увлечений остаётся классическая опера. Любила и люблю её слушать. Иногда это удаётся "вживую", как случилось во время поездки в Прагу. Это был "Дон Жуан" Моцарта, причём в том же театре, где состоялась премьера! В барселонском Лицеуме хотелось бы бывать чаще, но мой городок - самая удалённая от столицы точка. Выбираюсь только на любимые оперы - не смогла пропустить «Любовный напиток " Доницетти!
Впрочем, сейчас о фанатах оперы заботятся посредством прямой трансляции - именно таким образом удалось прослушать" Травиатту" и" Силу судьбы" Верди из Лондонского Королевского театра. В остальное время - домашнее каждодневное прослушивание записей. Совмещаю со своей работой, что весьма удобно. В прошлом году, наконец, решила попробовать свои силы в пении. Как и предполагала, дело это оказалось нелёгким. Упорно преодолеваю свою немузыкальность и даже уже принята в хор городка Виламайа. Недавно состоялись и первые гастроли во Франции, на встрече хоровых коллективов, поющих каталонские песни.
Пока жила в Москве, с увлечением посещала всё, что относится к альтернативой медицине - курсы корейской акупупктуры Су-Джок, занятия по йоге и аюрведе, кружок гомеопатии, японскую гимнастику Сэйтай. Удалось даже поучиться у вращающихся дервишей. Мое увлечение герудотерапией закончилось, когда пиявки ломанули из банок и расползлись по всей квартире. В отличие от Москвы, в маленьком городке иные возможности. Здесь даже время течёт иначе. Сейчас круг моих общественных обязанностей - посильная помощь в работе благотворительной организации Каритас да участие в заседаниях общества защиты кошек.
-Наталья, какой Вы видите свою роль в современном искусстве?
- Искусство стало сейчас полностью коммерческим. С этим не поспоришь. Кризис назрел не сегодня, а много веков назад, когда анонимность мастеров готических соборов сменилась индивидуализмом эпохи Возрождения с его культом титанизма и страстей. Изменился и заказчик - из церкви он переместился во дворец, а затем и вовсе растворился в буржуазной среде. Соответственно, искусство, ранее призванное отображать божественное, стало светским. Со снижением внутренней наполненности упал и уровень мастерства. Но я не печалюсь - современные технологии дают возможность ,,дотянуться,, до тех шедевров, что раньше были недоступны. Моя миссия - при помощи нитки и иголки зафиксировать хотя бы небольшую частичку из совершенных образов прошлого. Тех, которые не стареют.
Апрель 2019
Фигерес, Каталония
Добавить комментарий