В Америке набирает силу движение под названием “Minutemаn Project”. Минитменами называли ополченцев времён Войны за независимость. Во время Американской революции такие люди готовы были встать под ружьё в любую минуту. Сегодня в разных штатах страны стоят памятники американским патриотам-минитменам. Что же воскресило это движение? Прозрачность американских границ и проблема нелегальной иммиграции.
Организация “Minuteman Project” привлекла внимание после того, как её члены начали патрулировать границу с Мексикой, чтобы преградить путь нелегальным иммигрантам. Несмотря на недовольство президента Буша и президента Мексики Фокса, минитмены не только не прекратили дежурить на мексиканской границе, но появились и на границе с Канадой. А теперь новое дело: филиалы организации стали появляться в штатах, далёких от границ, в частности в Вирджинии, где минитмены фотографируют нелегальных иммигрантов, толпящихся в определённых городских точках в ожидании найма на работу. Эти фотографии затем передаются федеральным властям, призванным выявлять и депортировать нелегалов. Основатель организации калифорниец Джим Гилкрайст говорит, что цель движения — не дать осуществить президенту Бушу программу так называемых “гостей-рабочих”. Эту программу минитмены воспринимают как скрытую амнистию почти двум десяткам миллионов нарушителей границ и иммиграционных законов.
Газета “Вашингтон пост” описывает жизнь одной из активисток движения Кармен Мерсер, 51 года. Маленькая, но боевая “бабуся” прибыла из родной Аризоны в столицу США, чтобы участвовать в демонстрации против нелегальной иммиграции и против амнистии нелегалов в любой форме. Она говорит, что открыла ей глаза трагедия 11-го сентября 2001 года, когда выяснилось, как легко террористы проникли на американскую территорию. “Я не хочу повторения этой трагедии, — говорит она. — Охрана границ — это вопрос национальной безопасности”. Кармен Мерсер не воспользовалась в Вашингтоне услугами такси, потому что за рулём сидят эмигранты из России, из Пакистана или из Африки. Она предпочла взять автомобиль на прокат. В рестораны она тоже перестала ходить, потому что на кухне даже в хороших ресторанах работают нелегалы. В своём родном штате она вместе с той или иной подругой выезжает к границе с Мексикой в ночной дозор на старом Шевроле-пикапе. Таких, как она, называют здесь “Бригадбабушками”. Дамы заезжают на вершину холма, рассаживаются там на раскладных стульчиках, достают бинокли ночного виденья, “уоки-токи” для радио связи и... револьверы. У Кармен Мерсер собственный Кольт 45-го калибра. Он лежит в кожаной кабуре, висящей на широком кожаном поясе-патронтаже вокруг бабушкиной талии.
В последнее время, правда, мадам Мерсер все реже участвует в патрулировании: слишком занята другими делами. Она теперь вице-президент филиала организации минитменов в Таксоне, штат Аризона, собиратель пожертвований и ответственная по набору новых членов. Филиал был создан всего год назад, и за один год состав, насчитывавший поначалу 400 человек, увеличился до 8 тысяч. Кармен Мерсер считает, что одной из мер укрепления границ должно стать строительство высокой цементной стены вдоль всей американо-мексиканской границы от Калифорнии до Техаса. “Мы не хотим, чтобы через границу шли к нам террористы, торговцы сексуальными рабынями, уголовники, — говорит она. — Если у государства нет границ, значит это не государство”.
Но имеет ли право Кармен Мерсер и её друзья-минитмены брать на себя патрулирование границ, да ещё с оружием в руках? К чему это может привести? И как на это должно реагировать правительство? На эти вопросы ответил научный сотрудник Хадсоновского института Джеймс Эдвардс:
— Я полагаю, начать надо с вопроса, имеют ли право люди собраться вместе во имя какой-то идеи и создать организацию? Да. Право собраний даровано им Американской конституцией. Имеют ли право американцы брать закон в свои руки? Нет, этого Конституция не позволяет. Пока мы видим, что минитмены занимаются только патрулированием. Это их законное право. Могут ли они патрулировать приграничные районы, будучи вооружены? Да. Могут ли они использовать огнестрельное оружие для самозащиты? Безусловно. Это дозволено Второй поправкой к Конституции. Могут ли они совершить вооружённое нападение на нарушителя границы? По закону — нет. И, к счастью, о таких случаях я пока не слышал. В целом, минитмены действуют в рамках закона, создавая свои организации, вооружаясь и фотографируя людей в общественных местах: на городских площадях или на улицах, а также в магазинах, в ресторанах, на стройках, то есть на рабочих местах, где используется труд нелегальных иммигрантов. И минитмены имеют полное право передавать эти снимки и информацию о нарушителях закона правоохранительным органам. Они также имеют право вести наблюдения на границе и сообщать властям о нарушителях. И, конечно, у американцев есть право не соглашаться со своим президентом и его планом решения проблемы нелегальной иммиграции.
А теперь вернёмся ещё раз к Кармен Мерсер. В её английском слышится акцент. Оказывается, она тоже эмигрантка. Родилась в пригороде Кёльна. Вышла замуж за американского солдата, который служил в Германии. Только после развода подала на американское гражданство и получила его в 1999 году, через 25 лет после переезда в Америку.
Новая военная стратегия США
Новая стратегия Министерства обороны явно продиктована опытом, полученным Америкой в результате военных действий в Афганистане и в Ираке. Именно здесь гораздо больше понадобились силы особого назначения, более подготовленная разведка. Министр обороны США Дональд Рамсфелд в сопроводительном письме к плану реформы армии пишет, что пятый год идёт глобальная война против терроризма, и новые предложения должны привести к победе в этой войне.
Но необходимость иного подхода была продиктована ещё до терактов 11 сентября 2001 года или сразу после, хотя говорили о необходимости новой стратегии ещё в начале 90-х годов сразу после развала Советского Союза. Почему бюрократическая машина Министерства обороны работает так медленно?
Вот как ответил на мой вопрос эксперт в области американской военной стратегии, президент Фонда общественно-политических исследований в Атланте Роджер Уэйд:
— Начало надо искать ещё в 60-х, когда в армии были, наконец, созданы отряды Зелёных беретов, и в 70-х, когда появились группы “Дельта Форс”. Для их создания тоже понадобилось немало времени. В министерстве обороны, как в любой другой бюрократической машине, велика сила инерции. С окончанием Холодной войны изменились задачи американских вооружённых сил. Но на разработку новой стратегии ушло более 10 лет. Причём, некоторые военные эксперты говорили о необходимость подобных реформ уже в конце 80-х. Суть реформы я вижу в том, что силы особого назначения получат новый, более высокий статус в армии. Министерство обороны идёт своим путём к реорганизации.
Но новая стратегия требует средств. Поэтому планируется сокращение числа авианосцев с 12 до 11, ядерных ракет наземного базирования “Минютмен-3” с 500 до 450, переоснащение подводных лодок Трайдент неядерными баллистическими ракетами вместо ядерных, значительное сокращение личного и вспомогательного состава военно-воздушных сил. С другой стороны, предлагается удвоить закупки беспилотных, в основном, разведывательных самолётов на 15%, увеличить состав спецподразделений, создать особую группу командос внутри Корпуса морской пехоты, разработать программы борьбы с биотерроризмом (на это должно быть отпущено полтора миллиарда долларов), увеличить на треть группу войск по ведению психологической войны, доведя её до 3700 человек.
По американским законам новый стратегический план Министерства обороны должен быть одобрен законодателями. Так что в этот план, если он будет принят, могут быть внесены значительные изменения.
Добавить комментарий