Мой 2014
Прежде чем говорить об Анне Нетребко, хочу подвести итоги своего «личного» года.
Из больших событий, пожалуй, радостного ничего не случилось. Россия вела необъявленную войну с Украиной, оппозиционер и борец с коррупцией Алексей Навальный был два раз судим по сфальсифицированным обвинениям и приговорен к домашнему аресту - с целью лишить его общественной трибуны. Дело братьев Навальных, его абсурдное завершение вчера, 30 декабря, очень меня гнетет. За Алексея я болею и буду его поддерживать по мере сил.
***
Мой 2014 год складывался удачно.
Только одно событие его омрачило: скоропостижная смерть Геннадия Крочика, редактора и издателя журнала ЧАЙКА, событие столь неожиданное, что я до сих пор не могу до конца в него поверить.
А так... грех жаловаться.
В Москве вышла книжка "Три женщины, три судьбы: Авдотья Панаева, Полина Виардо, Лиля Брик".
Мне было лестно увидеть ее в книжном магазине рядом с именами Марины Цветаевой, Ивана Бунина...
Желаю скорейшего выздоровления поэту Евгению Евтушенко – здоровенный том из его Поэтической антологии, лежавший в витрине, не мог не поразить размером, красотой, качеством полиграфии!
В Бостоне режиссером Лилей Ливитиной и актрисой Викой Коваленко был поставлен моноспектакль по моей повести «Дело о деньгах. Из тайных записок Авдотьи Панаевой".
Очень благодарна всем, кто помогал делать спектакль – а их много, - и тем, кто на него пришел!
Спасибо, бостонцы!
В ноябре 2014 я ездила в Москву с докладом на Тургеневскую конференцию.
Спасибо Тургеневке и ее директору Татьяне Евгеньевне Коробкиной, - за приглашение, за потрясающий прием, за импульс к работе, который от нее исходит.
Но тут, пожалуй, закончу «официальную часть»и приступлю к «личной».
Москва, которую я увидела в ноябре, очень мне понравилась, хотя и чуть-чуть напугала.
Напугала – атмосферой неопределенности, висевшей в воздухе, а понравилась – красотой и милотой, катком на Чистых прудах, русской речью, вкусной едой, необыкновенными пирожными.
В «Чай-управлении» на Мясницкой, куда я по старой привычке зашла, меня узнала девушка-продавец, моя тезка.
Мы с ней только что ни обнялись...
Так же тепло я расставалась с почти незнакомыми людьми – все же родной язык сближает уже в силу того, что он родной, понятный, в чем-то даже похожий на тебя...
Из Москвы мы вернулись в нашу американскую квартиру в штате Мэриленд.
Мы переехали сюда пять месяцев назад, у нас еще мало тут знакомых. Но мы здесь уже многое полюбили.
Мягкий климат, когда трава зимой зеленая и в клумбах голубеют, розовеют и желтеют особо стойкие к холоду цветочки, типа анютиных глазок...
Персиковую ферму, где всю осень можно покупать корзины с солнечными плодами разных сортов, различающихся по форме, цвету и сочности, но неизменно невероятно вкусных.
Большой Seneca Сreek State парк с озером посредине, которое однажды мы обошли по периметру за два часа.
Название парка ассоциировалось у нас с древнеримским философом, учителем Нерона.
Оказалось, наш парк назван в честь индейского племени и его вождя – Сенеки, когда-то обитавших в этих краях.
На Новый год в нашем Сенека-парке устраивают грандиозный Праздник огней.
Вечером машины в притирку одна к другой движутся мимо разноцветных, блестящих огнями картин - из животных и людей, клоунов и стражников, белок и оленей, избушек и замков...
Детишки норовят вылезти из автомобильных окон, замирая или визжа от восторга.
Но вот странность.
Поймала себя на том, что мне милее наш парк, когда в нем нет всего этого разноцветного блеска. Другой возраст?
А еще представила тройку оленят, которых однажды видела в парке: каково им при таком нашествии машин и огней?
Нет, современная цивилизация устроена не для них...
Мэриленд совсем неплох, даже в сравнении с Бостоном.
И я очень надеюсь, что со временем мы найдем здесь и друзей, хотя понятно, какое непростое это дело...
***
Из Золушки – в принцессы
В последнее воскресенье месяца, 28 декабря, канал КУЛЬТУРА организовал праздничный показ оперетты Кальмана «Сильва» («Королева чардаша») с Анной Нетребко в заглавной роли. Оперетта демонстрировалась из Дрездена, еще одной ее приманкой был известный тенор Хуан Флорес в роли князя Эдвина. По тому ли, что это был не цельный спектакль, а его «сценическое прочтение», или по причине крайней запутанности сюжета, я не уловила, в чем там дело.
Смутно помнила с детства, что некий князь добивается любви «девушки из народа», плясуньи Сильвы.Понять главный конфликт было тем труднее, что Анна Нетребко в этой паре выглядела настоящей королевой, а мелковатый Хуан Флорес в смысле «представительности» сильно ей уступал и больше напоминал романтического поэта, чем австрийского князя.
Оба поражали красивыми и сильными, совсем не опереточными голосами. Мне представляется, что немецкий язык не очень способствует пению, казалось, что Анна была не вполне свободна в своих отношениях с текстом...
Да и вообще опереточной легкости, блеска и непосредственности «оперным» явно не хватало. Зал однако принимал их – баловней оперного Олимпа – горячо, восторженно.
Вот тут я подумала о судьбе самой Анны, вышедшей из простой семьи, с казачьими корнями, из заштатного Краснодара, из очень далекой от оперы среды.
Ну да, голос, прекрасная внешность, правильные учителя, Гергиев, наконец, удача.
Но в этой судьбе, как кажется, сыграл свою роль и характер, и жажда совершенствоваться.
В фильмах о Нетребко хорошо видно, что она отличается от краснодарских подружек, которых возит с собой из одних гастролей на другие... Она – личность, она думает над ролями – а в основе оперных либретто трагедии Шекспира, сочинения Пушкина... Простушка это не сыграет, зритель не поверит актрисе с нулевым интеллектом, играющей леди Макбет или Анну Болейн...
Сейчас певице 43 года. В этом возрасте Полина Виардо покинула сцену. Голос к тому времени стал ее подводить. Правда, начала она оперную карьеру очень рано, в 16 лет.
Анна дебютировала тоже достаточно рано - в 23 года - партией Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»на сцене Мариинки.
Голос – дар неверный, бывает, он ведет себя предательски; будем надеяться, что Анна сумеет правильно им распорядиться - по-своему, по-казацки, - и он ее не подведет.
И еще одно. Хочется помянуть Святослава Бэлзу, ушедшего от нас летом этого года.
Перед показом «Сильвы» с кратким вступлением в этот раз выступил Кирилл Молчанов. Все в его выступлении было хорошо, мешало одно: за его спиной все время стоял неповторимый Бэлза, с его естественной артистичностью, эрудицией, шармом.
Нет, мы вас не забыли, дорогой Святослав Игоревич!
Что ж, 2014 год подходит к концу. Помянем же его добрым словом.
Хорошо бы наступающий не оказался громче и даже оглушительнее предшественника. Сегодня в 12 часов давайте за это выпьем!
С Новым годом!
Анна Нетребко и Хуан Диего Флорес в новогоднем Гала-концерте из Дрездена
***